О нас пишут
Дорога возможностей
Этим летом рабочие места молодежи предоставят девять республиканских производственных проектов. Один из них – отраслевой межпрофильный трудовой проект «Дорога возможностей» Белорусской железной дороги – стартовал в начале июня.
Корреспонденты посмотрели, как студенты, освоившие профессию проводника пассажирского вагона, справляются со своими обязанностями. Спойлер: девчата ни в чем не уступают более опытным коллегам.
Поезд Санкт-Петербург–Минск прибывает на станцию Минск-Пассажирский в 11:15. Вместе с другими встречающими его ожидаем и мы: в пяти вагонах состава проводниками работают студенты. Их легко отличить от постоянных сотрудников БелЖД: девчата одеты по универсальной формуле «белый верх, темный низ». Несмотря на бессонную ночь (поезд отправился из Питера вечером предыдущего дня), выглядят они бодро и свежо. Заботливо предлагают помощь пассажирам, когда те выходят из вагона. Вот пожилая леди с внушительного вида чемоданом – нужно помочь ей спустить багаж на платформу. А вот мама с трехлетним сынишкой – надо придержать малыша под руки, чтоб не оступился.
После того как пассажиры покинут вагон, проводники приступают к уборке, собирают постельное белье, пересчитывают чай и сладости, заполняют документы и сдают их начальнику поезда. Между делом знакомимся. Студентка БГСХА Анна Несмачная второе лето трудится в составе студотряда на железной дороге:
– В прошлом году работала проводником по направлениям Адлер, Питер, Москва, Мурманск. Очень понравилось, поэтому нынешним летом решила повторить. Мне по душе быть в движении, общаться с пассажирами, да и зарплата, чего скрывать, хорошая: за два месяца получила около четырех тысяч рублей. Купила себе новенький телефон. Горжусь, что сделала это без помощи родителей.
Как и на любой работе, связанной с общением с людьми, в этой тоже есть свои сложности. Порой встречаются конфликтные или недовольные чем-то пассажиры, признается Аня:
– Предметом спора часто становится кондиционер: кто-то возмущается, что с ним холодно, при повышении температуры – жалуются, что в вагоне жарко. И все же большая часть пассажиров вежливые и доброжелательные. К слову, больше всего люблю рейсы в Адлер. Хоть и находишься в пути двое суток, но физически они даются легче, чем ночная поездка, как сейчас.
Аня показывает, какая еще одежда есть в ее гардеробе. Это ветровка с лого БРСМ («очень полезная вещь во время ночных остановок»), халат для уборки вагона, фартук («его надевают, когда разносят горячие напитки»), сигнальный жилет («нужен, чтобы ходить в нем по вагонному участку»). Мастхэв, который сопровождает ее во всех поездках, – термокружка с крепким-крепким кофе, чтобы не спать по ночам.
Однокурсница Ани Александра Зуева тоже второе лето работает проводником. В этот раз обслуживает не купейный вагон, как у Ани, а плацкарт. В нем немного сложнее, потому что пассажирских мест больше. Такая работа – отличная тренировка физической выносливости и стрессоустойчивости, рассказывает студентка:
– В обязанности проводника входит проверка билетов у пассажиров при посадке, а также сверка электронной регистрации. После отправления нужно заполнить документы, затем предложить постельное белье, чай и кофе. Важным аспектом работы является контроль за электрооборудованием вагона и его системами безопасности. В пути время пролетает быстро.
В этом году профессиональную подготовку прошли свыше 200 участников трудового проекта «Дорога возможностей». Студенты и учащиеся 32 учреждений образования осваивали профессии проводника пассажирского вагона и монтера пути для работы в вагонных участках и дистанциях пути Минского, Барановичского, Брестского, Гомельского, Могилевского и Витебского отделений Белорусской магистрали. В сервисные и строительные отряды планируется устроить около 350 юношей и девушек, из которых более 50 получили профессии рабочих в 2023–2024 годах и выразили желание снова поработать летом на Белорусской железной дороге.
По материалам СБ
Виктория ДЕРЖАНОВИЧ
Фото: Дарья ТИТОВА
https://www.sb.by/articles/doroga-vozmozhnostey.html