Единение народов Беларуси и России в контексте устойчивого развития
В соответствии с Договором о создании Союзного государства Республика Беларусь и Российская Федерация проводят согласованную социальную политику, цель которой – объединение усилий в интересах социального прогресса и создание необходимых условий для достойной жизни граждан. Развитие общего социального пространства, отсутствие барьеров и препятствий для реализации гражданами своих прав являются значимыми результатами интеграции, которые ощущают миллионы белорусов и россиян.
В контексте дальнейшего углубления интеграционных процессов в 2024 году стороны приступили к выполнению утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2 Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы.
В целях исполнения Основных направлений государства-участники разрабатывают и принимают национальные и двусторонние нормативные правовые акты, Планы мероприятий, а также вносят в установленном порядке на утверждение в Совет Министров Союзного государства и в Высший Государственный Совет Союзного государства проекты актов Союзного государства.
В соответствии с указанными задачами сторонами будут осуществлены мероприятия по следующим направлениям:
Макроэкономическая политика
1.1. Обеспечение подготовки прогнозов социально-экономического развития Союзного государства;
1.2. Поддержка развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Республике Беларусь с использованием цифровых сервисов и платформ;
1.3. Выработка совместных мер по стимулированию инвестиционной активности. Содействие реализации совместных инвестиционных проектов;
1.4. Мониторинг применения единых правил конкуренции;
1.5. Совершенствование единых правил конкуренции в случае выявления такой необходимости, развитие практического взаимодействия антимонопольных органов Российской Федерации и Республики Беларусь при выявлении и пресечении нарушений единых правил конкуренции, в том числе со стороны хозяйствующих субъектов третьих стран;
Финансовый сектор
2.1. Продолжение работы по вопросам сотрудничества в финансово-банковской сфере;
2.2. Реализация модельного законодательного акта «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства»;
2.3. Оказание содействия Республике Беларусь в вопросах совершенствования системы государственных финансов для поддержки макроэкономической и бюджетной сбалансированности, рефинансирования государственного долга и поддержания международных резервов;
2.4. Активизация применения в рамках Союзного государства инструмента по компенсации за счет средств бюджета Союзного государства части расходов по уплате процентов по кредитам, полученным в российских и белорусских кредитных организациях в рамках финансирования программ и проектов Союзного государства в целях импортозамещения и достижения технологического суверенитета;
Таможенная сфера
3.1. Обеспечение функционирования Наднационального налогового комитета по реализации положений Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам;
3.2. Рассмотрение в рамках Наднационального налогового комитета вопроса проведения согласованной налоговой политики, направленной на создание равных условий хозяйствования, избежание двойного налогообложения, в том числе для развития отраслевого сотрудничества (кооперации), импортозамещения, укрепления технологического суверенитета, а также на реализацию гражданами Союзного государства своих прав и свобод без налоговой дискриминации, с выработкой при необходимости предложений для внесения изменений в международные договоры между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по вопросам налогообложения;
3.3. Проработка вопроса расширения перечня товаров, подлежащих прослеживаемости в Российской Федерации и Республике Беларусь, представляющих взаимный интерес;
3.4. Обеспечение согласно Договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам полноты и своевременности передачи информации о плательщиках налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь и в Российской Федерации в интегрированную систему администрирования косвенных налогов и при необходимости совершенствование механизмов ее функционирования;
3.5. Организация «зеленого коридора» в целях ускорения доставки товаров третьих стран всеми видами транспорта через территории Республики Беларусь и Российской Федерации предприятиями (организациями), имеющими стратегическое значение для экономик государств – участников Союзного государства;
3.6. Проведение Межгосударственным центром для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства мониторинга возможных проблемных вопросов, возникающих при движении товаров Евразийского экономического союза по территориям государств – участников Союзного государства, а также выработки предложений по единым подходам к администрированию этого процесса;
Промышленность
4.1. Обеспечение проведения единой промышленной политики и принятие
в этих целях необходимых национальных и двусторонних нормативных правовых актов, а также актов Союзного государства.
4.2. Обеспечение функционирования механизма маркировки товаров средствами идентификации на территории Союзного государства, координация работы по совершенствованию механизма маркировки товаров средствами идентификации на территории Союзного государства.
4.3. Проведение согласованной политики в части реализации инвестиционных и кооперационных проектов с приоритетным привлечением к их реализации предприятий Союзного государства с учетом имеющихся компетенций. Реализация согласованных сторонами импортозамещающих инвестиционных и кооперационных проектов, а также подготовка новых проектов в рамках Союзного государства, разработанных для целей реализации Республикой Беларусь и Российской Федерацией единой промышленной политики;
4.4. Практическая реализация договоренностей по вопросу признания технологических операций, осуществляемых на территории Союзного государства;
4.5. Предоставление взаимного недискриминационного участия в программах субсидирования, льготного лизинга, а также в закупках за счет собственных средств;
4.6. Практическая реализация межправительственных соглашений, иных двусторонних международных договоров межгосударственного
и межведомственного характера, а также иных документов, принятых в рамках
и в развитие указанных нормативных (правовых) актов, включая отраслевые программы (без увязки с оценкой реализации программ в других сферах двустороннего взаимодействия);
4.7. Развитие сотрудничества предприятий Республики Беларусь с крупными государственными корпорациями Российской Федерации (Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Ростех», ПАО «Газпром» и др.);
Торговля
4.8. Доработка и подписание:
– Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об обеспечении взаимного допуска к участию в биржевых (организованных) торгах на товарных рынках Союзного государства;
– Дорожной карты по обеспечению создания на территории Союзного государства единого биржевого (организованного) товарного рынка;
Аграрная политика
5.1. Формирование правовых основ Союзного государства для осуществления аграрной политики и обеспечения продовольственной безопасности;
5.2. Научно-техническая и производственная кооперация в сфере сельского хозяйства Союзного государства;
5.3. Обеспечение передачи информации в области фитосанитарного контроля в рамках интеграции Федеральной государственной информационной системы «Аргус–Фито» – ФГИС «Аргус–Фито» (Российская Федерация) и автоматизированной информационной системы «БЕЛФИТО» – АИС «БЕЛФИТО» (Республика Беларусь), в том числе проработка вопросов расширения перечня передаваемой информации и модернизации механизмов передачи информации;
5.4. Обеспечение передачи информации в области ветеринарного контроля в рамках интеграции Федеральной государственной информационной системы «ВетИС» (Российская Федерация) с информационной системой ГИС «AITS» (Республика Беларусь), в том числе проработка вопросов расширения перечня передаваемой информации и модернизации механизмов передачи информации;
5.5. Унификация нормативных правовых актов в области обеспечения наблюдений за карантинным фитосанитарным состоянием территорий Союзного государства;
5.6. Определение перечня болезней животных, по которым целесообразно разработать ветеринарные правила по профилактике, диагностике и ликвидации заболеваний;
Энергетика
6.1. Определение условий функционирования объединенного рынка газа с принятием необходимых правовых актов или внесением изменений в действующие акты и соглашения исходя из принципа дальнейшего (от достигнутого уровня) сближения условий хозяйствования в газовой сфере с 1 января 2026 г. и исполнения сторонами норм межправительственных соглашений в газовой сфере от 2011 года;
6.2. Начало работы объединенного рынка электрической энергии Союзного государства на условиях реализации принципов более глубокой интеграции оптовых рынков Российской Федерации и Республики Беларусь не позднее года после начала работы объединенного рынка газа Союзного государства, необходимого для окончания формирования внутреннего оптового рынка электроэнергии Республики Беларусь;
6.3. Обеспечение надежной и безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии;
6.4. Завершение формирования объединенных рынков нефти и нефтепродуктов Союзного государства путем принятия международного договора;
6.4. Завершение формирования объединенных рынков нефти и нефтепродуктов Союзного государства путем принятия международного договора;
Транспорт
7.1. Обеспечение функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства посредством проведения согласованной политики в области транспорта;
7.2. Совершенствование нормативной правовой базы функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства;
7.3. Реализация инфраструктурных проектов;
7.4. Реализация соглашений по перевозкам белорусских экспортных грузов;
7.5. Взаимодействие в области цифрового развития;
7.6. Реализация интеграционных мероприятий в сфере транспортного контроля (надзора);
7.7. Выработка согласованной позиции и координация действий в рамках международных организаций в области транспорта (КВТ ЕЭК ООН, МТФ, ИМО и др.);
Информация
8.1. Формирование общего информационного пространства Союзного государства (в том числе проработка вопросов проведения согласованной информационной политики);
8.2. Проведение комплекса мероприятий по реформированию средств массовой информации Союзного государства с целью создания Медиакомпании Союзного государства;
8.3. Создание и реализация совместных белорусско-российских информационных проектов, способствующих формированию позитивного отношения к нашим странам и к Союзному государству в целом;
8.4. Завершение реализации мероприятий по признанию электронной цифровой подписи (электронной подписи) в электронном документе и обеспечению юридической силы электронных документов при трансграничном информационном взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Беларусь;
8.5. Проработка возможности и целесообразности интеграции Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации и единого портала электронных услуг Республики Беларусь и/или идентификации и аутентификации граждан Республики Беларусь на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации и граждан Российской Федерации на едином портале электронных услуг Республики Беларусь;
8.6. Выработка предложений по использованию технологий искусственного интеллекта в сферах здравоохранения, промышленности, торговли и др.
8.7. Реализация совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях создания эксклюзивных на межгосударственном уровне ИКТ – решений и технологий, а также проработка вопроса создания совместных белорусско-российских производств высокотехнологичной продукции (серверного, телекоммуникационного, включая организацию производства 4G и 5G оборудования и иного оборудования);
8.8. Интеграция информационных фондов по обеспечению единства измерений (Государственного информационного фонда по обеспечению единства измерений Республики Беларусь и Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений Российской Федерации).
Социально-трудовая сфера
9.1. Продолжение работы по проведению согласованной политики и обеспечению равных прав граждан Союзного государства в социально-трудовой сфере;
9.2. Формирование единого культурно-гуманитарного пространства в библиотечной, театрально-концертной, музейной и кино-сферах посредством укрепления взаимопонимания и развития сотрудничества между народами двух стран, а также сохранения национальных традиций, культурных ценностей и исторической памяти о Великой Отечественной войне;
9.3. Реализация взаимодействия в сфере молодежной политики через совместные творческие проекты, направленные на выявление и развитие одаренной молодежи;
9.4. Содействие развитию двустороннего сотрудничества между образовательными организациями Российской Федерации и Республики Беларусь, реализующими дополнительные профессиональные программы, включая программы в области цифровой индустрии, направленные на формирование востребованных цифровых компетенций;
9.5. Создание механизмов обмена инновационным опытом подготовки педагогических кадров и содействие трансферу научных достижений в практику образовательных организаций;
9.6. Участие белорусской и российской молодежи в программах стажировок «Летний/Зимний университет» ежегодно, поочередно на базе учреждений высшего образования Беларуси и России;
9.7. Проведение Форума вузов инженерно-технологического профиля – Университеты будущего: интеграция образования, науки и производства на ежегодной основе поочередно на базе вузов инженерно-технологического профиля Беларуси и России;
9.8. Создание Сетевого университета высоких технологий Союзного государства на базе одного из ведущих учреждений высшего образования Республики Беларусь;
9.9. Взаимодействие и информационный обмен в сфере образования;
9.10. Передача Республике Беларусь лицензии на использование технических средств и верифицированного цифрового образовательного контента с возможностью оказания квалифицированного сопровождения и обновления;
9.11. Содействие развитию прямого взаимодействия спортивных федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта Российской Федерации и Республики Беларусь;
9.12. Разработка и реализация программы по гармонизации и унификации взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта (дорожная карта);
9.13. Сотрудничество в туристической отрасли Союзного государства по совместному формированию и продвижению туристических маршрутов с целью дальнейшего увеличения внутреннего и въездного турпотоков в Союзном государстве;
9.14. Мониторинг реализации мероприятий Союзной программы по унификации законодательства в сфере туристской деятельности, а также информационное сопровождение и разъяснение вопроса применения правовых институтов в сфере туризма;
9.16. Углубление сотрудничества в области здравоохранения, включая следующие направления: клинико-статистические (клинико-затратные) группы в области здравоохранения; клинические рекомендации (клинические протоколы) по вопросам оказания медицинской помощи; цифровая трансформация здравоохранения; обращение радиофармацевтических препаратов.
9.17. Интеграция подходов к регулированию медицины катастроф;
9.18. Формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства.
9.20. Разработка и реализация научно-технических программ и проектов Союзного государства, направленных на создание новой импортозамещающей продукции и производств.
9.21. Наращивание научно-технического сотрудничества;
9.22. Реализация упорядоченного взаимодействия в сферах гражданско-патриотического воспитания, волонтерства, спорта, творчества, профессионального развития молодежи;
9.23. Повышение уровня узнаваемости формата Союзного государства среди молодежи России и Беларуси посредством расширения сотрудничества;
Также планируется выполнение ряд задач в области статистики и правого регулирования.
Углубление межстранового сотрудничества будет способствовать достижению совместных целей и гармонизации международных отношений в вышеперечисленных сферах. Более 10 тыс. белорусских и российских предприятий связаны производственной кооперацией, осуществляя взаимные поставки сырья, материалов и комплектующих изделий, что является неоспоримым подтверждением взаимного интереса к дальнейшему совместному развитию промышленных секторов двух стран. Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко недавно в Совете Федерации привёл данные о том, что за 25 лет существования Союзного государства ВВП Беларуси увеличился в 6 раз, а в Российской Федерации — в 10 раз. Если рассматривать ВВП на душу населения, то у нас этот показатель вырос в 7 раз, в России — в 11 раз. Это весьма значимые достижения.
Союзное государство – уникальное объединение двух суверенных государств. В России и Беларуси всегда выступают за историческую правду, за сохранение нравственности, традиционных ценностей. Чтобы молодёжь понимала, что свобода, победа, суверенитет дорогого стоят. А для этого каждый из нас должен приложить максимум усилий, чтобы просто честно жить, трудиться, любить свою землю и свою страну.
Дарья КИВУЛЯ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории,
руководитель студенческого научного кружка «Устойчивое развитие».