О нас пишут
Учиться в лаборатории и в поле
Повышение качества подготовки специалистов, эффективность профориентационной работы, привлечения абитуриентов на обучение по сельскохозяйственным специальностям, закрепления в организациях агропромышленного комплекса. Эти и иные вопросы стали предметом обсуждения на совещании в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.
Время показывает: сельскохозяйственная отрасль становится ключевой в экономике страны. Усилия аграриев направлены на обеспечение продовольственной безопасности. С этой задачей они справляются. У выпускников сельскохозяйственных вузов есть все возможности, чтобы реализоваться в профессии. При этом, как было отмечено на совещании, есть студенты, которые не представляют, куда пойдут работать после окончания вуза или колледжа. Иные приходят на первое место работы, говоря прямо, неподготовленными. Это не может не сказаться на мотивации, пропадает интерес к специальности, появляется желание сменить профессию. Как тенденцию исправить?
— Убежден, студент вуза, учащийся колледжа должен с первого курса знать, кем он будет работать по окончании, а также должен быть закреплен за одним из предприятий или учиться по целевому направлению, — отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Бартош. — Предлагаю проработать вопрос о предоставлении студентам на период практики оплачиваемой работы, а также об организации занятости на выбранном предприятии в каникулярный период. Студенты сами этого хотят, согласны на такой формат. Кроме того, важно определиться с трудоустройством после второго курса. Это позволит молодым людям, когда они станут четверокурсниками, получить больше практических знаний о своей профессии, познакомиться с коллективом предприятия, быть готовым к работе после выпуска.
При этом происходящие в сфере АПК процессы модернизации, внедрение принципиально новых технологических способов производства требуют особых подходов к подготовке кадров. Нужны люди, способные реализовывать масштабные проекты.
— Ежегодно направляем на работу в хозяйства около 1,8 тысячи специалистов с высшими образованием и около 2,4 тысячи со средним специальным образованием. Но стоит особое внимание уделить также сельским школам и агроклассам. С 2018 года в стране работают профильные классы аграрной направленности, эти дети — и есть наш контингент. С особенностями работы в АПК они знакомы с ранних школьных лет, знания усваивают быстро, более мотивированы, а после окончания вуза или колледжа быстрее станут ориентироваться на первом рабочем месте, — отметил начальник главного управления образования, науки и кадровой политики Минсельхозпрода Владимир Самсонович.
Обучение молодежи должно быть практико-ориентированным, уверен ректор Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Виталий Великанов. Этому направлению уделяется серьезное внимание:
— Например, у нас 70 процентов часов от учебных планов направлены на практику. Занятия проходят не только в лабораториях, центрах академии, а также в ведущих хозяйствах страны. Стоит делать ставку и на адаптацию молодежи на рабочих местах. Наши студенты, приезжая в хозяйство на практику, закрепляются за наставниками. У специальностей сельскохозяйственного профиля есть преференции. При заключении целевого договора с хозяйством специалисту выплачивается доплата. Это хорошее подспорье для молодого человека. В Витебской области молодым кадрам ветеринарно-зоотехнического профиля, которые заключают договор на пятилетнюю отработку, к окладу доплачивается тысяча рублей. Так, молодые люди активнее закрепляются и остаются в хозяйстве работать на длительный срок.
У специальностей сельскохозяйственного профиля есть преференции. При заключении целевого договора с хозяйством специалисту выплачивается доплата. Это хорошее подспорье для молодого человека. В Витебской области молодым кадрам ветеринарно-зоотехнического профиля, которые заключают договор на пятилетнюю отработку, к окладу доплачивается тысяча рублей.
Ирина ЛУКАШИК — специально для «СГ».
Фото Минселхозпрода.
Lukashik@sb.by
Источник - «Сельская газета» №118, от 14.10.2023 г.