тел/факс +375223378274
email: kancel@baa.by
Адрес: 213410,
Могилевская обл.,
г. Горки, ул. Мичурина, 5
Обратная связь
27.01.2022

О нас пишут

О на пишут

Ректор

День белорусской науки. Каковы достижения БГСХА?

Виталий ВЕЛИКАНОВ, ректор БГСХА: «НАУКА – ДРАЙВЕР ПРОИЗВОДСТВА»

Ежегодно в последнее воскресенье января наша страна отмечает День белорусской науки. Официально он установлен в 1993 году, но за последнюю четверть века этот праздник занимает особое место в календаре государственных дат.

И это не случайно. В настоящее время научно-исследовательской деятельностью в стране заняты более 25 тысяч специалистов. Достижения белорусских учёных отвечают высоким мировым требованиям и вносят значительный вклад в инновационное развитие всех отраслей народнохозяйственного комплекса. Это в полной мере относится и к учёным БГСХА, которые вносят достойный вклад в инновационное развитие экспортно-ориентированной аграрной отрасли нашей страны. О том, с какими достижениями пришли к своему празднику учёные академии, рассказывает ректор БГСХА Виталий ВЕЛИКАНОВ.

В конце прошлого года в старейшее высшее аграрное учебное заведение – Белорусскую государственную орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственную академию – пришла радостная новость. Согласно совместному решению Государственного комитета по науке и технологиям республики и Национальной академии наук Беларуси БГСХА успешно прошла аккредитацию в качестве НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Об этом свидетельствует выданный Сертификат на ближайшие 5 лет. Таким образом, государство ещё раз подтвердило высокий уровень учебной и научно-исследовательской деятельности в ведущем аграрном вузе страны.

История развития и становления академии начиналась не совсем обычно для стандартного учебного заведения. Царский Указ от 24 апреля 1836 года об открытии Горы-Горецкой земледельческой школы стал первым законодательным актом по сельскохозяйственному образованию в отсталой России. Учебное заведение должно было, во-первых, обеспечивать получение учащимися необходимых теоретических и практических знаний для улучшения сельского хозяйства. А во-вторых, готовить агрономов-практиков, способных управлять крупными имениями, улучшая их в соответствии с индивидуальным планом. Министерство финансовых дел определило цели и задачи, выбрало место строительства будущей школы… Не хватало главного – преподавателей. Для обеспечения земледельческой школы педагогическим персоналом это же Министерство ещё в 1834 году подобрало для дальнейшей специальной подготовки 9 студентов. Все они окончили Дерптский университет и были направлены в существовавший при нём Агрономический институт. Имелось в виду, что наиболее способные продолжат учёбу за границей и вернутся в Россию. Двое из них – Б.А. Целинский и Б.Г. Михельсон, закончив Тарандскую земледельческую и лесную академию в Германии, стали одними из первых преподавателей Горы-Горецкой земледельческой школы. Её первым директором был назначен доктор философии Ф.Ф. Стендер, также выпускник Дерптского университета, возглавлявший до Горок Первую Петербургскую гимназию.

Уже тогда, более 180 лет назад, в земледельческой школе проявился тезис, получивший впоследствии название ленинского, «Кадры решают всё!» Именно кадры позволили профессору Московского университета Ярославу Альбертовичу Линовскому, спустя пять лет после открытия Горы-Горецкой земледельческой школы, выступить в журнале «Москвитянин» (№3-7) со статьёй «Характер и цель учений в разных земледельческих школах, институтах и университетах в Европе». И сделать вывод о том, что «в Горы-Горецкой земледельческой школе лучше и подробнее преподаётся сельское хозяйство, чем в других школах России».

Это даёт нам право утверждать, что именно здесь, на окраине царской России, зарождалось не только сельскохозяйственное образование. Свои первые шаги делала и аграрная наука.

30 июня 1848 года решением Государственного Совета высший разряд Горы-Горецкой школы был преобразован в земледельческий институт. Первый в России с правом университета с 4-летним сроком обучения. Низший разряд школы получил статус земледельческого училища. Из стен этих аграрных учреждений вышли такие крупнейшие учёные, как профессора А.В. Советов, И.А. Стебут, А.П. Людоговский и многие другие, чьи имена навсегда вписаны в «золотой фонд» БГСХА. В Горках создавались первые научные монографии и руководства по земледелию, растениеводству, агрохимии, опытному делу, которые на протяжении многих десятилетий являлись настольными книгами для преподавателей, студентов и аграриев.

Пройдут десятилетия, и Президент Беларуси Александр Лукашенко, выпускник БГСХА, выступая в Горках на республиканских «Дажынках-2012», скажет буквально следующее: «Здесь собраны лучшие в мире технологии, чтобы научить наших студентов. Здесь собрано всё для того, чтобы посмотреть, как надо работать на земле».

Высокую оценку, подтверждающую государственное признание компетентности БГСХА в выполнении научно-исследовательской работы, дала в своём заключении и совместная комиссия НАН Республики Беларусь и ГТНК, изучив результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности нашей академии. Это не только результат работы коллектива. Но и мощный стимул для новых научных достижений. Ведь именно наука всегда была и останется главным драйвером производства.

Инновационный поиск является одной из ярких примет современного аграрного образования. Согласно концепции по­строения IТ-Беларуси, в 2017 году на базе академии как крупнейшего многопрофильного вуза стран СНГ и Европы был создан первый в системе Минсельхозпрода научно-технологический парк. ООО «Тех­нопарк «Горки», главным продуктом которого является искусственный интеллект, способствует эффективности образовательной деятельности, делает старейший аграрный вуз ещё более пре­стижным и привлекательным для абитуриентов, в том числе и для иностранных. В этом сотрудничестве, которое рассчитано на активное участие учёных вуза и студентов, сделан принципиальный шаг к созданию промышленного кластера в области аграрных биотехнологий и «зелё­ной» экономики. Технопарк представляет собой уни­кальную площадку для коммерциализации наукоёмких разработок на территории ЕАЭС. В тесном со­трудничестве с вузом в Горках создан региональный центр по под­держке развития ключевых компетенций новой промышленной рево­люции «Индустрия 4.0» и концепции «Сельское хозяйство 4.0». Центр предусматривает развитие и распространение передовых технологий и знаний в области точного земледелия и животноводства. На базе технопарка открыт бизнес-инкубатор. Всё это даёт нам право го­ворить и о том, что в Горках находит конкретное воплощение концепция «Университет 4.0». Это подтверждают и конкурсы бизнес-идей, в число победителей которых входят наши студенты.

В настоящее время в академии сформировались и успешно развиваются 16 научно-педагогических школ. Их возглавляют учёные, снискавшие известность далеко за пределами республики, которые вносят большой вклад в развитие и совершенствование аграрной науки и образования.

При этом хочу заметить, что вся научно-исследовательская работа в ака­демии согласуется с профилем подготовки специалистов АПК и с приоритетными направлениями научных ис­следований. Они ведутся на 44 кафедрах, в научно-исследовательских лабора­ториях (химико-экологической; испытательной качества семян; био­технологической; мониторинга качества молока; учебно-научно-при­кладной эндокринологии, биотехнологии и ветеринарной медицины; учебно-научно-исследовательской межфакультетской генетической лаборатории); УНЦ «Опытные поля» и др.

О перспективности и масштабности научно-исследовательской работы в академии говорит и тот факт, что на базе кафедры ихтиологии и рыбоводства, которую возглавляет кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Николай Валерьевич Барулин, создаётся уникальная не только для вуза, но и в целом для страны, биотехнологическая лаборатория с комплексом современных тренажёров.

На­учно-исследовательская работа идёт параллельно с учебным процес­сом, дополняя и выводя его на качественно новый уровень подготовки высококвалифицированных специалистов.

Только за последние 10 лет в академии создано 419 видов научно-технической продукции, в том числе 85 сортов и гибри­дов; 8 ветпрепаратов; 47 новых узлов и агрегатов; 42 технологии; 219 рекомендаций производству; 15 стандартов и методик; получено 295 патентов на полезную модель, изобретения и авторские свидетельст­ва на сорт.

История развития аграрного образования в России и Беларуси на примере БГСХА – наглядный пример того, как учебное заведение сначала «подстраивалось» под нужды сельского хозяйства. А сегодня можно смело утверждать, что оно идёт вровень с научно-техническим прогрессом. А нередко обгоняет его, задавая новый вектор инновационному развитию. Об этом, кстати, говорит участие академии в реализации проекта будущего – «Точное земледелие» и ряде других направлений.

Высокопрофессиональный профес­сорско-преподавательский коллектив старейшего вуза главной задачей считает подготовку специалистов европейского уровня. Спо­собных масштабно мыслить, принимать эффективные решения в современных условиях развития агробизнеса. И хотя АПК по-прежнему ощущает нехватку специалистов, при их подготовке одной только «классикой» уже не обойтись. Например, перед нашими учёными поставлена задача помочь РУП «Учхоз БГСХА» стать лидером в стране. И коллектив понимает, что без научного сопровождения основных производственных и технологических процессов этого не достичь.

В академии созданы хорошие условия не только для учёбы, но и для развития студенческой науки. Научно-исследовательской работой охвачено почти три тысячи студентов дневной формы обучения. Работают 57 научных кружков, 20 научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ), студенческое конструкторское бюро и иные формы вовлечения будущих специалистов в творческую работу, которой руководят опытные преподаватели. По сути, это и есть та «экосистема», которая помогает студенту раскрыть свой потенциал, проявить себя в роли исследователя. Лучшим из них назначаются стипендии Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи, именные и персональные стипендии известных учёных и т.д.

Сегодня можно заочно поспорить с известным высказыванием писателя Антона Павловича Чехова, который считал, что национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения. И, тем не менее, мы не замыкаемся, как говорится, в своей «национальной скорлупе». Об этом говорят и более 140 заключённых с университетами международных договоров о сотрудничестве, включая и научное направление.

На декабрьском заседании Совета ректоров ведущих аграрных вузов СНГ, которое проходило в формате онлайн, шёл конструктивный разговор о перспективах развития аграрного образования и науки; о повышении уровня взаимовыгодного использования научно-образовательного потенциала; о развитии цифровизации и инноваций, формировании цифрового университета; о внедрении результатов НИР в производство и т.д. Вместе с ректорами мы договорились развивать агротехнопарки и бизнес-инкубаторы, предпринимательскую деятельность через функционирование научных лабораторий. Проводить совместные научные исследования с публикацией полученных результатов в высокорейтинговых журналах и др. Одним словом, предстоит большая и ответственная работа как в родной Беларуси, так и в рамках Союзного государства, СНГ, ряда других международных проектов и инициатив.

У вузовской науки – большое будущее. В республике слово «учёный» произносится с особым уважением. «Беларусь всегда славилась своими научными организациями и кадрами с мощным интеллектуальным потенциалом. Каждый успех в науке – это национальное богатство, триумф всего белорусского народа», – такую высокую оценку дал учёным Президент Александр Лукашенко.

Накануне праздника – Дня белорусской науки – разрешите поздравить всех, кто трудится на этом поприще, кто выигрывает гранты, участвует в конкурсах, руководит подготовкой кадров высшей квалификации, готовится к защите диссертаций, внедряет свои знания и научные достижения в практико-ориентированную подготовку специалистов АПК. А также тех, кто делает первые шаги в науку.

Желаю не терять интерес к научным исследованиям, верить в свои собственные силы. Широко используя опыт предшественников, делать всё, чтобы белорусская наука всегда оставалась востребованной, служила интересам своего народа, своей страны.

Людмила ГОНЧАРОВА.
Газета «Зямля і людзі», №4 от 26.01.2022 г.

ГАЗЕТА «ЗЯМЛЯ I ЛЮДЗI»  –  ОДНА НА ВСЮ БЕЛАРУСЬ!

Эти слова относятся к областному печатному изданию – газете «Зямля i людзi», которая в марте 2022 года отметит 30 лет со дня основания. У истоков создания этой аграрной газеты стоял известный в нашем городе и районе человек, выпускник академии, бывший первый секретарь Горецкого горкома КПБ Г.С.ЯСКЕВИЧ. Три десятка лет тому назад Генрих Семенович возглавлял Могилевский облсельхозпрод. Он всегда поддерживал государственные средства массовой информации. Поддержал и идею создания в области аграрной газеты. Возможно, тогда не все поверили в жизнеспособность нового проекта – ведь на Могилевщине не было недостатка в СМИ. Но «Зямля i людзi»не только  выжила, но и вошла в число лучших печатных изданий страны. А всё потому, что ее коллектив честно, профессионально и искренне освещает жизнь современных аграриев, придерживаясь мудрого высказывания Президента Беларуси Александра Лукашенко «Сохраним село – спасем страну».

Страницы главной аграрной газеты области невозможно представить без материалов, прямо или косвенно относящихся к старейшему аграрному вузу Союзного государства Беларуси и России, ведущему высшему учебному заведению аграрного профиля нашей республики – Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии. Не является исключением и №4 за 26 января 2022 г.

В преддверии праздника – Дня белорусской науки – ректор БГСХА Виталий Викторович ВЕЛИКАНОВ рассказывает читателям о достижениях ученых академии.

А днем ранее, 25 января, его выступление на сайте газеты «Зямля i людзi» вошло в ТОП-статей уважаемого издания.

БГСХА