тел/факс +375223378274
email: kancel@baa.by
Адрес: 213410,
Могилевская обл.,
г. Горки, ул. Мичурина, 5
Обратная связь
22.04.2021

Спасут ли село агроклассы?

Несколько лет тому назад Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко сказал фразу, которая, похоже, не утратила актуальность и сегодня. «Сохраним село – сохраним страну». Да, в последние годы аграрный экспортно-ориентированный сектор республики достиг результатов, о которых, вряд ли, могли мечтать ветераны сельхозпроизводства. Главный из них – это решение задачи продовольственной безопасности. Но проблемы остаются. Несмотря на то, что аграрные учебные заведения ежегодно выпускают не одну тысячу специалистов, агропромышленный комплекс постоянно испытывает «кадровый голод».

Два года тому назад в республике стартовал новый проект – создание на базе средних школы агроклассов. В целом по стране их насчитывалось около двухсот. На протяжении двух лет основам аграрных наук в них обучалось 1154 школьника выпускных классов. Из них 71% – сельские ребята, 29% –  городские. В Могилевской области, в основном благодаря БГСХА, работали 50 агроклассов, в которых занимались 268 человек. За это время только сотрудниками академии выполнен огромный объем организационных мероприятий, не считая вопросов обеспечения агроклассов учебно-методической и иной вспомогательной литературой. Одним словом, в старейшем аграрном вузе страны по-государственному отнеслись к этому проекту, на реализацию которого была направлена и значительная часть работы по профориентации. А вот результат оказался более чем скромный. Согласно статистике, только 18% выпускников классов аграрной направленности поступили в профильные вузы страны. БГСХА из них выбрали 83 человека, ГГАУ – 53, БГАТУ – 31, ВГАВМ – 19. Остальные «аграрники» словно «растворились» на просторах образовательного пространства. Согласно существующим правилам, зачисление выпускников этих классов в аграрные вузы без вступительных испытаний осуществлялось на основании заключенных ими целевых договоров с сельхозорганизациями. В нашу академию преимуществом целевого набора воспользовались всего 39 человек (47%). Можно сослаться на народную мудрость о том, что первый блин, как правило, бывает комом. Но, видимо, пришло время что-то менять в этих «правилах».

О том, что проект «агроклассы» испытывает серьезные трудности, показали более чем два года их работы. Не скрывали это и во время различных семинаров, проводимых под «патронажем» ведущего аграрного вуза страны. Но «работа над ошибками» пока не завершена.

22 апреля на базе БГСХА прошел «круглый стол» с участием педагогических работников учреждений общего среднего образования ряда районов Могилевской области. Организаторами мероприятия выступили БГСХА и УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» совместно с Комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома. Главной темой разговора «круглого стола» была обозначена проблема мотивации учащихся профильных классов аграрной направленности на поступление в аграрные учебные заведения.

Заседание открыла С.В.Селезнева, начальник отдела Могилевского государственного областного института развития образования. Первый проректор БГСХА Андрей Васильевич Колмыков использовал приветствие участников диалоговой площадки для того, чтобы мотивировать, в первую очередь, преподавателей стать единомышленниками вуза в плане проведения профориентации среди выпускников школ. В качестве аргумента он привел цифры из недавнего анкетирования, проведенного преподавателями академии. Из 220 учеников агроклассов в БГСХА планируют поступать только 18 – менее 8%. Директор вышеназванного института М.М.Жудро хотел бы видеть результат 100-процентного «попадания» абитуриента в будущую профессию агрария. Хотеть, как шутят в народе, не вредно. Но каким образом можно поднять престиж аграрных специальностей, мотивацию самих ребят, а может и их родителей? Сложно, но можно. Примерно так, если говорить кратко, ответил на этот вопрос директор Горецкого элеватора, Почетный доктор БГСХА Петр Иванович Панасюга. Он обратился к советскому опыту «мотивации» и «профориентации», где ключевой фигурой был руководитель сельхозпредприятия. Он лучше других знал «кадровое расписание на завтра». Искал формы заинтересованности школьника и т.д. Но это в том случае, если сам не сидел «на чемоданах». Петр Иванович, долгое время работавший председателем Дрибинского райисполкома, лучше других знает предмет разговора. Частая сменяемость руководителей, уже не говоря о специалистах, тема более чем актуальная. Недавно к его предприятию, занимающему передовые позиции в отрасли, присоединили третью часть соседней Дрибинщины, где за последние 3 года в хозяйствах сменилось по 5-6 специалистов. П.И.Панасюга рассказал об опыте работы Горецкого элеватора и его альма-матер – БГСХА не только в плане профориентации, но и повышения эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов. С этой целью на предприятии созданы и работают 3 филиала кафедр вуза, а в течение года ознакомительные практики проходят по 500-600 студентов разных факультетов. Петр Иванович Панасюга уверен, что на земле работать престижно. Но эту задачу большой государственной важности надо решать всем заинтересованным лицам и ведомствам. Одним агроклассам, даже если их будет «тянуть» академия, с ней не справиться. Причем, как показал разговор за «круглым столом», многие ребята быстро сообразили. И используют форму углубленного изучения предметов биологического профиля, как своего рода бесплатное репетиторство.

Директор средней школы из поселка Мазолово Мстиславского района Т.Ю.Сведомская рассказала и такой случай. В 2018 году в возглавляемой ею школе был создан единственный в районе агрокласс, в котором занималось всего 3 ученика. «Мы их всячески мотивировали», –  говорила Татьяна Юрьевна.  «И чем все закончилось?» – спросите вы. Один абитуриент подал свои документы в БГСХА. И по конкурсу прошел. Казалось бы, для начала неплохо. Но…забрал документы и уехал в медицинский колледж. В этом году в той же школе в агроклассе те же 3 ученика. Какая у них конечная мотивация – вопрос сложный даже для педагогов. Кстати, по итогам прошлогодней вступительной кампании 80% выпускников классов аграрной направленности имели средний балл аттестата 7,8. Но аграрные вузы проигнорировало большинство из них.

Поможет ли очередная диалоговая площадка «работе над ошибками»? И каким будет результат еще одного года реализации нового проекта по созданию в стране агроклассов? Для ответов на эти и другие вопросы времени остается немного. 

Людмила ГОНЧАРОВА.
Фото Александра ГУРИКОВА.

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы

Агроклассы