Начало 19 века в России характеризуется новым этапом развития экономики, которая была в основном представлена аграрным сектором. В отличие от стран Западной Европы для России было характерно преобладание крупного землевладения, наличие крупных помещичьих и казенных имений, представляющих собой многоотраслевые хозяйства. Стране, вступившей на путь промышленного капитализма, переустройства экономики, потребовались квалифицированные специалисты, прежде всего компетентные управляющие имениями, способные со знанием дела хозяйствовать в новых условиях. Передовые люди страны понимали, что решение этой проблемы невозможно без создания специального учебного заведения для подготовки таких кадров.
29 сентября1833 г. Николай I получил от президента Вольного экономического общества Н.С. Мордвинова специальную записку, касавшуюся состояния сельского хозяйства в России. В записке обращалось внимание на важность для земледельческой России сельскохозяйственной науки и распространения сельскохозяйственных знаний и предлагалось учредить земледельческий институт как учебно-научное учреждение по сельскому хозяйству. Вместо старост и бурмистров, управлявших поместьями и не имевших понятия о домоустройстве, счетоводстве, севооборотах, травосеянии, об усовершенствованных земледельческих орудиях, Н.С. Мордвинов предлагает воспитать в России «...особое сословие, занимающееся наукою усовершенствованного земледелия, из которого избираемы были бы управители искусные и опытные».
Записка Мордвинова Н.С. сыграла большую роль в истории сельскохозяйственного образования в России. Это был впервые раздавшийся в правительственных кругах крепостной России голос о пользе сельскохозяйственной науки. Помещиков в это время интересовали главным образом организационные вопросы по имению, вопросы о наилучших формах использования труда крепостных.
Как реакция на эти запросы был учрежден особый «Комитет об усовершенствовании земледелия в России», председателем которого был назначен Мордвинов Н. С. Под влиянием потребности в управителях конфискованными имениями Комитет обратился к Киевской и Могилевской губерниям о поисках места для земледельческой школы. Были обследованы многочисленные имения, и выбор пал на казенное Горы-Горецкое. Оно было одно из самых крупных казенных имений: с двумя местечками – Горы и Горки (отсюда и название института – Горы-Горецкий), 18 фольварками, 108 деревнями и крупнейшей в Белоруссии полотняной фабрикой.
24 апреля 1836 г. был принят Указ царя Николая I Сенату об открытии Горы-Горецкой земледельческой школы. Положение, которое регламентировало деятельность Горы-Горецкой земледельческой школы (ГЗШ), утвержденное в 1836г, было по сути первым законом по сельскохозяйственному образованию. Оно опубликовано в Собрании законов (т. XI, № 9097).
Школа имела два разряда: первый – младший и второй – старший. В старшем разряде фактически велась подготовка менеджеров-управляющих крупными имениями. В то время учебные заведения России не готовили для сельского хозяйства ни экономистов, ни зоотехников, ни инженеров сельского хозяйства, ни агрономов, ни других специалистов узкого профиля. Старший разряд должен был готовить практических агрономов, получавших широкую комплексную подготовку, умеющих «управлять значительными имениями с введением улучшенного хозяйства по собственному их плану».
Первым директором ГЗШ был назначен доктор философии Ф.Ф. Стендер, окончивший в 1823 г. Дерптский университет (Эстония) и обучавшийся в Ростокском университете (Германия). 15 августа 1840 г. состоялось официальное открытие Горы-Горецкой земледельческой школы, которое явилось «эпохой в летописях сельского хозяйства в России». В 1841 году в ГЗШ были направлены на работу Б.А. Целлинский и Б.Г. Михельсон, которые окончили Дерптский университет, затем готовились в Тарандской земледельческой академии (Саксония) для преподавательской работы. С приездом этих замечательных людей в ГЗШ была значительно усилена экономическая подготовка.
Целлинский Б.А. стал одним из главных организаторов и выдающимся профессором Горы-Горецкого земледельческого института. Он получил серьезное экономическое образование. Тема его магистерской диссертации «Анализ нового основного налогового кадастра в Саксонии» показывает экономическую направленность научной мысли этого прогрессивного деятеля. Теоретические положения и практические рекомендации диссертации были направлены на то, чтобы разработать реальный поземельный налог, который оберегал бы крестьянина с его клочком худой истощенной земли и ложился бы на помещика, владевшего хорошими землями. По тем временам это были смелые прогрессивные мысли и предложения.
В 1841 году ГЗШ посетил и осмотрел Министр государственных имуществ Российской империи П.Д. Киселев (все казенные имения тогда находились в подчинении этого Министерства) и пришел к выводу, что правильнее называть Горы-Горецкое учебное заведение институтом, так как оно имело большое сходство с тогдашними высшими учебными заведениями. Министр указал на необходимость дальнейшего развития ГЗШ, так как название «школа» не соответствует ни размеру, в котором учреждено заведение, ни назначению окончивших это заведение, «Следует - писал Киселев П.Д., - определительнее указать на цель сего важного учреждения и вести к тому, чтобы поставить его на высшую степень настоящего предначертания. Подобные заведения в прочих государствах называются земледельческими академиями и академиями сельских наук, а у нас можно назвать институтом». Далее Министр указывал, что этот институт должен быть рассадником для всей империи людей, сведущих в сельскохозяйственной науке, люстраторов, администраторов казенных и помещичьих имений – «управителей-агрономов» и поэтому надо резко выделить высший разряд, принимая в него окончивших гимназии, повысив права окончивших и введя в преподавание новые предметы: судопроизводство, счетоводство и др.
19 января 1842 года было утверждено «Дополнительное постановление» к Положению ГЗШ 1836 г. Это постановление, опубликованное в собрании законов (т. ХVII, ст. 15303), имело целью повысить значение второго, старшего разряда школы. Второй разряд был назван высшим разрядом и преобразовывался в самостоятельное высшее учебное заведение. Поступающие в него должны были окончить гимназию, или выдержать экзамен, положенный при приеме в университет. Вводились новые дисциплины: русское законодательство, счетоводство, русская словесность, иностранный язык и др. Вводились и ряд других новшеств, присущих высшему учебному заведению. Таким образом, постановление 1842 г. узаконило второй, старший разряд ГЗШ, как самостоятельную высшую сельскохозяйственную школу.
Одним из главных условий дальнейшей организации высшего разряда, как высшей сельскохозяйственной школы, было составление соответствующего учебного плана, что было поручено профессору Целлинскому Б.А. Используя личный опыт по изучению постановки сельскохозяйственного образования в Альткустгофском институте и в Тарандской академии, а также руководствуясь трудами профессора Московского университета Павлова М.Г. и другими материалами, имевшимися в Министерстве государственных имуществ, Целлинский Б.А. составил для высшего разряда ГЗШ учебный план теоретических курсов и практических занятий, программы по ряду предметов, проект штатов ГЗШ. В учебный план Целлинский В.А, включил помимо общеобразовательных, общенаучных дисциплин, такие дисциплины как растениеводство, скотоводство, садоводство, сельскохозяйственная технология и дисциплины экономико-правоведческого содержания: домоустройство (наука об управлении), хозяйственная география и статистика, энциклопедия камеральных наук, финансы и кадастр, бухгалтерия и политическая статистика, энциклопедия сельского хозяйства, правоведение, упражнения в сочинении (особенно по практическому судопроизводству). Большая половина учебных часов приходилась на сельскохозяйственные предметы, среди которых преимущественно были административно-экономические и освещающие практическое судопроизводство.
Одновременно с теоретическими занятиями учащиеся должны были выполнять и практические работы, среди которых предусматривались экскурсии по фольваркам школы, участие в посевах и уборке урожая, использование сельскохозяйственных орудий, работы в химической лаборатории по анализу почвы, молока, изучение работ в скотоводстве, упражнения по сельскохозяйственной технологии. Особое место в обучении уделялось производственной практике по «счетоводству и составлению хозяйственных проектов». Ее цель состояла в том, чтобы приучить студентов к «... порядочному ведению счетов и чтобы такую же отчетность воспитанники школы впоследствии сумели бы ввести и в частных имениях». Таким образом, первый план теоретических и практических занятий высшего разряда ГЗШ, предназначавшийся для подготовки главным образом управляющих казенными имениями и чиновников Министерства государственных имуществ (МГИ), был планом широкого профиля: он должен был готовить специалистов-универсалов с уклоном в административно-экономическую деятельность.
15 августа 1842 года состоялось формальное открытие высшего разряда. Об открытии высшего разряда ГЗШ и о правилах приема в него юношей с гимназическим образованием МГИ объявило в российских газетах и журналах, а также сообщило попечителям учебных округов и другим учреждениям для соответствующего оповещения учебных заведений, из которых могли поступать в ГЗШ.
В 1848 году высший разряд был преобразован в институт «с правом университета», а низший разряд – в земледельческое училище – среднюю сельскохозяйственную школу с четырехлетним сроком обучения, устройству которой выделена особая глава в Положении о Горы-Горецком земледельческом институте (ГЗИ).
Выпускникам училища присваивалось звание «ученого управительского помощника», а через шесть лет работы в сельском хозяйстве они от института получали аттестат «ученого управителя». При этом в учебном плане значительное место уделялось экономической и правовой подготовке.
В Положении о Горы-Горецком земледельческом институте, рассмотренном в Государственном Совете и утвержденном Николаем I, говорится, что при обучении рациональному сельскому хозяйству является «непременной обязанностью знакомить студентов как всеми земледельческими работами, так и в особенности с разными системами хозяйства, со способами перехода от одной системы к другой, с различными выгодами сих систем и условиями применения оных к различным местным обстоятельствам».
Требование Положения – обязательно знакомить студентов с различными системами хозяйств, с их преимуществами и правилами перехода от одной к другой, несомненно, имело ввиду прежде всего крепостное хозяйство и хозяйство при раскрепощенном, свободном труде крестьянина, переход к которому уже намечался. Составители Положения видели необходимость перехода к новому сельскому хозяйству с раскрепощенным свободным трудом крестьянина.
Четырехлетний срок обучения в Горы-Горецком земледельческом институте позволял готовить специалиста-универсала, специалиста с высшим образованием широкого профиля: одновременно и полевода, и животновода, и экономиста, и инженера. Увеличилось число часов на экономические и технические предметы, что соответствовало требованиям времени. Так, на экономические предметы число учебных часов увеличилось в 2,5 раза.
О высокой экономической подготовке студентов высшего разряда, а затем Горы-Горецкого земледельческого института свидетельствуют научные работы выпускников, которые печатались в тогдашних российских журналах и газетах, и отзывы на них. Так, выпускник высшего разряда ГЗШ Дубенский Н.Я. написал статьи об улучшении быта помещичьих крестьян («Земледельческая газета»), о «О производительности, доходности и ценности земель Владимирской губернии» («Сельское благоустройство»). Дубенский Н.Я. состоял членом Вольного экономического общества (Санкт-Петербург), работал секретарем статистического комитета по устройству крестьян Западного края. Ученым написана книга «Оценка земель Западного края, в частности, Могилевской губернии».
Другой выпускник высшего разряда ГЗШ Черемшанский В.М занялся изучением хозяйств Оренбургской губернии, подготовил и представил в Ученый комитет Министерства государственных имуществ научную работу Хозяйственно-статистическое обозрение Оренбургской области». Ученый комитет признал эту работу лучшей из представленных по полноте, основательности изложения, по множеству собранных данных и присудил автору золотую медаль. Эта работа, дополненная в 1859 г., была издана отдельной книгой под названием «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом и этнографическом отношениях». Академик АН СССР Дружинин Н.М. отмечал, что труд Черемшанского В.М. не утратил своего значения и в настоящее время.
Выпускник высшего разряда ГЗШ Сахаров Л.И., учитель и воспитатель известного общественного деятеля Добролюбова Н.А., работая преподавателем Нижегородской духовной семинарии, занимался помимо педагогической деятельности, исследованием состояния сельского хозяйства Нижегородской губернии, подготовил научную статью «О хозяйственных промыслах села Кичанзина Нижегородской губернии», которую опубликовали в «Трудах» Вольного экономического общества. За эту статью автор получил от Общества награду.
Многие выпускники высшего разряда ГЗШ, работая преподавателями в различных учебных заведениях, организовали при них по примеру Горы-Горецкой земледельческой школы и института (Хитров И., Садиков и др.) рациональные учебные хозяйства, и сами их возглавили.
Горы-Горецкий земледельческий институт в результате предоставленного институту по примеру университетов права «издавать в счет речи, рассуждения, программы и отчеты», ежегодно готовил «Записки», имевшие большой объем и широкое содержание. «Записки ГЗИ» печатались в Петербурге в статистическом отделении департамента сельского хозяйства Министерства государственных имуществ. В «Записках» печатались оригинальные научные статьи преподавателей и студентов по сельскому хозяйству.
Появление «Записок ГЗШ», первого печатного органа специального учебного заведения, было встречено с одобрением периодической печатью и получило отклик у общественности.
Среди материалов «Записок», посвященных экономическим проблемам, следует отметить прежде всего статьи выпускников ГЗШ Афанасьева Н., Савиничева И., Советова А.В., Стебута И.А. Статья Афанасьева Н. получила большое одобрение и высокую оценку со стороны известных в то время журналов «Москвитянин» и «Современник».
Выпускник ГЗШ Краинский В.Е., работая управляющим имением в Белгородском уезде Курской губернии, написал научные работы «Технические и экономические основы Шебекинского хозяйства», «Сравнительная организация хозяйства Курской губернии Белгородского уезда и Тульской губернии Богородицкого уезда» и др.
Анализ работ этих и других исследователей показывает, что обучение в ГЗШ давало основательную экономическую подготовку, вырабатывало у студентов экономическое мышление, умелый подход к ведению хозяйства, умение рассматривать его с практической и экономической стороны и делать выводы о важности тех или иных агроэкономических мероприятий, в особенности для крестьянского хозяйства. Особо следует отметить, что появление и деятельность таких специалистов создавали предпосылки для отмены крепостного права.
В 1859 году было утверждено новое Положение о Горы-Горецком земледельческом институте, в соответствии с которым вводилось трехлетнее теоретическое обучение. После 3 лет обучения и выпускных экзаменов студент обязан был в течение всего четвертого года пройти производственную практику в учебном хозяйстве института или в других учреждениях или имениях. Через год студент должен был явиться в институт, представить отчет о практике и дипломную работу – особое «письменное рассуждение», и только после этого ему выдавался соответствующий диплом об окончании института.
Были введены новые учебные дисциплины: политическая экономия, упражнения по составлению сельскохозяйственных планов и проектов, устройство хозяйства и управление имением. Велись занятия по счетоводству, сельскохозяйственной статистике и другим экономическим дисциплинам.
Примечательно, что с 1859 г. студент, обучаясь в институте, со второго года учебы избирал себе одну из следующих специальностей: земледелие, скотоводство, экономику и лесоводство. Таким образом, в нашем учебном заведении впервые в Российской империи в качестве самостоятельной специальности была введена «Экономика» и в 2023 г. исполнилось 165 лет началу подготовки по специальности «Экономика». На протяжении всей своей истории факультет с достоинством выполнял возложенную на него миссию.
Горы-Горецкий земледельческий институт внес большой вклад в развитие сельскохозяйственного образования в России. За годы существования Горы-Горецкого земледельческого института (включая и высший разряд) его окончили 569 человек. Ни одно сельскохозяйственное учебное заведение не дало столько специалистов как ГЗИ. Из числа окончивших институт 34 % выпускников работали управляющими имениями, 17 % занимались научно-педагогической деятельностью, 29 % – другими видами деятельности. К сожалению, места работы 20 % выпускников невозможно было установить из-за революционных событий, разыгравшихся в институте в 1864 г., которые явились поводом для закрытия института.
Особое место среди выпускников ГЗШ занимают такие крупные ученые как Советов А.В. (профессор, первый доктор сельскохозяйственных наук России), известный своими работами не только в области агрономии, но и по организации и экономике сельского хозяйства), Стебут И.А. (профессор Горы-Горецкого и Петербургского земледельческого институтов и Петровской земледельческой и лесной академии), Людоговский А.П. (профессор Петербургского земледельческого института и Петровской земледельческой и лесной академии) и др.
Докторская диссертация Советова А.В. «О системах земледелия» представляла собой важное экономическое исследование различных систем землепользования в России. Подготовка специалистов для сельского хозяйства продолжалась и после закрытия института в Горецких сельскохозяйственных учебных заведениях. Так, в земледельческом училище со сроком обучения 5 лет продолжали готовить ученых управительских помощников с последующим по истечении 6 лет работы в сельском хозяйстве присвоением звания ученого управителя (менеджера). Подавляющее большинство окончивших это училище работали управляющими крупных имений.
Это только небольшие штрихи из истории Горы-Горецкого земледельческого института, но они свидетельствуют о том, что впервые в мировой практике для сельскохозяйственного производства менеджеров начал готовить Горы-Горецкий земледельческий институт в 1842 году. Здесь же в земледельческом институте зародилось и высшее экономическое образование.
В 1919 г. был воссоздан Горы-Горецкий сельскохозяйственный институт, а в 1926 г. на основе его слияния с Белорусским институтом сельского и лесного хозяйства (г. Минск) в Горках была организована Белорусская сельскохозяйственная академия. В состав агрономического факультета академии входило экономическое отделение, которое в 1928-1929 учебном году было преобразовано в экономический факультет. Организация экономического факультета способствовала развитию научных исследований в области экономики сельского хозяйства и тем самым повышала качество экономической подготовки студентов.
На протяжении всего периода существования экономического факультета его возглавляли видные ученые, организационная и педагогическая деятельность которых способствовала динамичному развитию факультета.
КУРОПАТЕНКО |
СТЕЛЬМАШОНОК |
ГОРФИНКЕЛЬ |
ДВОЙНИШНИКОВ |
РУЛИНСКИЙ |
СУМАРЕНКО |
ДЫЛЕНОК |
КРАСИКОВ |
БЫКОВ |
ТИЩЕНКО |
ШЕБЕКО |
ПАКУШ |
КАГАН |
В соответствии с изменениями, происходящими в экономике, постоянно изменяется содержание и структура экономического образования. На экономическом факультет были, наряду с традиционной специальностью «Экономика и управление на предприятии», открыты новые специальности «Коммерческая деятельность», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Маркетинг», «Правоведение», «Экономическая кибернетика». В 2002 г. на базе экономического факультета был образован факультет бизнеса и права, где проходит обучение студентов по специальностям «Коммерческая деятельность», «Маркетинг», «Правоведение».
На сегодняшний момент на экономическом факультете ведется подготовка по специальностям:
Мировая экономика (специализация «Управление внешнеэкономической деятельностью»). После окончания обучения присваивается квалификация – экономист. Объектом профессиональной деятельности является внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования. Специалист готовится главным образом для работы: на предприятиях и в организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; в торговых представительствах, и торговых домах; на иностранных и совместных предприятиях; в представительских и экономических органах субъектов хозяйствования в зарубежных странах; во внешнеторговых фирмах; в органах государственного управления и регулирования внешнеэкономической деятельности;
Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса. После окончания обучения присваивается квалификация – экономист-организатор. Специалист данной квалификации предназначен для организационно-управленческой деятельности в специализированных предприятиях, организациях и учреждениях агропромышленного профиля.
Для обеспечения высокого уровня подготовки разработаны новые квалификационные характеристики и новые учебные планы, в которых реализовывалась задача обеспечить проектно-ориентированную подготовку способного творчески работать в новых экономических условиях специалиста, уровень знаний которого соответствовал бы международным стандартам. Реорганизация выполнялась с учетом следующих принципов: фундаментальность подготовки специалистов, обеспечение высокого уровня гуманитарных знаний, глубокая общенаучная подготовка, высокий уровень практической подготовки.
В содержании новых учебных планов реализуется образовательная программа, основанная на логичном и последовательном сочетании образовательных элементов, позволяющих формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на мир и место человека в этом мире.
Существенные изменения произошли не только в содержании, но и технологии образования. Её главная установка - формирование способностей творческого овладения знаниями, самостоятельного их обновления - стала ведущей в организации учебного процесса, его методического обеспечения.
Факультет имеет устойчивые связи с университетами Германии, России и Польши. В научной сфере плодотворное сотрудничество сложилось с Институтом экономики и Институтом системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси.
Идет интенсивная работа по реформированию экономического образования в рамках Болонского процесса. Выпускники экономического факультета получают уникальную возможность приобрести профессиональную подготовку на уровне международных стандартов, которая позволит им стать топ-менеджерами крупных компаний.
Наряду с профессиональной подготовкой кадров высшей квалификации важным направлением является формирование гражданской позиции, мировоззрения и социальной активности будущих специалистов.
Основными приоритетами в развитии экономического факультета являются:
обеспечение социального заказа АПК конкурентоспособными специалистами;
совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров;
гуманизация образования как одна из перспективных тенденций современных образовательных систем;
совершенствование системы воспитания, развитие студенческого самоуправления;
повышение качества организации учебного процесса через обновление его содержания и использование инновационных образовательных технологий;
создание условий для эффективной и плодотворной деятельности научно-педагогического коллектива, поддержка существующих и складывающихся научных школ, ориентация в их деятельности на мировые стандарты;
укрепление финансового состояния и развитие материально-технической базы;
развитие филиалов кафедр как базы научных исследований и практического обучения;
управление качеством образования на основе образовательных стандартов и мониторинга учебно-воспитательного процесса;
обеспечение качества конечных результатов всех видов деятельности структурных подразделений (кафедр) и коллектива экономического факультета.
Официальные сообщества в социальных сетях:
вконтакте: vk.com/club117364935
instagram: @bgsha_ekfak
Контактная информация:
Республика Беларусь, 213407, Могилевская обл., г. Горки,
УО БГСХА, ул. Мичурина 9, корпус 1
Телефоны:
Заместители декана: 8 (02233) 7-97-66
Специалисты: 8 (02233) 7-97-66
Факс: 8 (02233) 7-96-18
E-mail: ekfak@baa.by