тел/факс +375223378274
email: kancel@baa.by
Адрес: 213410,
Могилевская обл.,
г. Горки, ул. Мичурина, 5
Обратная связь

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

Учреждение образования

«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

Сельскохозяйственная ассоциация

«Аграрное образование, наука и производство»

Научно-исследовательская лаборатория мониторинга

 и управления качеством высшего аграрного образования


 

 


Информационно-аналитический



бюллетень

№ 1

январь 2009

 
Материалы конференции

сельскохозяйственной ассоциации

«Аграрное образование, наука

и производство»

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика все в большей степени опирается на образование, науку и инновационно-технический потенциал. Новые направления развития аграрного сектора требуют и новый качественный уровень подготовки специалистов, способных к разработке и внедрению в практику инновационных идей. Смена технологий со средней периодичностью 3-5 лет обязывает вузы и колледжи переходить на инновационные модели образования, предполагающие коренное совершенствование организации учебного процесса, в том числе – усиление связей с наукой и производством. Обучение должно быть практико-ориентиро-ванным с учетом развития АПК как на ближайшее время, так и на перспективу. В сложившейся системе аграрного образования Республики Беларусь необходимо всемерно расширять все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной. Необходим пересмотр сложившихся технологий в образовательной деятельности и смена приоритетов по таким направлениям как тесная интеграция структур, связанных с системой как общего, так и профессионального образования, и деловое сотрудничество с партнерами образовательной деятельности.

В свете реализации этих направлений на базе Белорусской государственной сельскохозяйственной академии создана и действует сельскохозяйственная ассоциация «Аграрное образование, наука и производство» (далее Ассоциация). Участниками-учредителями Ассоциации являются: ВУЗ (БГСХА), 26 колледжей, РУП «Учебно-опытное хозяйство БГСХА». Приоритетными направлениями деятельности Ассоциации являются: создание оптимальных условий по обеспечению взаимодействия различных образовательных структур (общеобразовательные школы, лицеи, лицейские классы, СПТУ, колледжи, вузы); координация научно-методической, научно-исследовательской работы по созданию, развитию и внедрению прогрессивных образовательных программ и технологий обучения; создание единого информационного пространства для обеспечения инновационной образовательной, научной и производственной деятельности; проведение культурно-массовых, физкультурно-оздорови-тельных и спортивных мероприятий среди учащихся и студентов в рамках Ассоциации.

В соответствии с Уставом, 23 декабря 2008 года была проведена конференция Ассоциации, в которой приняли участие делегированные представители 23-х юридических лиц. На конференции были избраны председатель ассоциации (ректор БГСХА, доктор ветеринарных наук, профессор Курдеко Александр Павлович) и Координационный совет, утверждены планы работы Ассоциации и подготовки рукописей учебных пособий для учащихся средних специальных учебных заведений (аграрных колледжей). С основным докладом «Проблемы и пути развития системы управления качеством профессионального образования в аграрных вузах и колледжах» выступил ректор академии Курдеко А.П. С информациями и предложениями по обсуждаемым на конференции вопросам выступили: первый проректор академии Сергеев В.С., проректор по учебно-воспитатель-ной работе Чечеткин А.С., заместитель директора Пинского государственного аграрно-технического колледжа им. А.Е. Клещева Черный А.И., директор Лепельского государственного аграрно-технического колледжа Ефимович А.З., директор Буда-Кошелевского аграрно-технического колледжа Вербицкий А.Н., директор Гомельского государственного аграрно-экономичес-кого колледжа Кузнецов В.Г., декан факультета механизации сельского хозяйства БГСХА Пархоменко М.Л., заместитель начальника  учебно - методического   управления   БГСХА   Киреев А.Л.,  директор  РУП  «Учхоз  БГСХА»  Блохин Н.Г. По всем вопросам, вынесенным для обсуждения на конференции, были приняты соответствующие решения.

В данном бюллетене содержатся материалы конференции, предназначенные для Участников сельскохозяйственной ассоциации «Аграрное образование, наука и производство».

 

 

А.П. КУРДЕКО,

 ректор БГСХА

 

Проблемы и пути развития системы управления

качеством профессионального образования

в аграрных вузах и колледжах

 

Высокий уровень информационно-технологического развития общества в сочетании с социально ориентированной рыночной экономикой дает стране неоспоримые конкурентные преимущества. Решение данной задачи предполагает построение экономической модели, основные черты которой схожи с моделью знаниевой экономики, характеризующиеся возрастающим влиянием научно-технологических знаний как движущей силы экономического роста. При переходе страны на инновационный путь развития экономики активизируется производство знаний, изменяется характер научно-технической, экономической, инновационной и социальной деятельности, происходит интеллектуализация труда (рис. 1). Отсюда обозначаются неотложные задачи перед системой образования, определяются принципы и направления работы по дальнейшему повышению его качества.

В Беларуси повышение качества образования, наряду с расширением его доступности, является одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства. В настоящее время система управления качеством образования находится в стадии своего движения от прежнего способа к качественно новому. Новым может быть универсальная система критериев и показателей качества профессионального образования и способы количественной и качественной оценки эффективности образовательного процесса в вузах и колледжах.

Принято считать, что основное место в обеспечении качества деятельности учреждений образования принадлежит централизованному контролю со стороны вышестоящих органов системы образования. Однако результаты такого контроля охватывают, в большей степени, только формальную сторону, не вникая глубоко в детали организации и хода учебного процесса и качества подготовки специалистов. Качество профессионального образования должно быть, прежде всего, предметом заботы самих вузов и колледжей. Именно они призваны нести ответственность за внутренний контроль и самооценку качества своей работы. При этом контроль понимается не как самоцель, а как средство для дальнейшего совершенствования образовательной деятельности (рис. 2).

В системе аграрного образования ведется работа по организации управления качеством подготовки специалистов для АПК на научной основе, созданы лаборатории и секторы мониторинга и управления качеством аграрного образования, имеются определенные наработки для создания системы управления качеством. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессорном подходе, включает требования потребителей кадров, менеджмент ресурсов, мониторинг и измерение циклов деятельности, анализ показателей деятельности, улучшение деятельности через принятие управленческих решений, ответственность руководителей всех рангов и, в конечном итоге, удовлетворенность выпускников и потребителей. Важным в системе является установление обратных связей между субъектами образовательной деятельности «студент-специалист-работода-тель-вуз».

Принципы, модели, элементы и содержание системы менеджмента качества принято представлять наглядно в графическом виде (рис. 3 … 9) *).

*)В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь.

 
В последние годы, руководствуясь рекомендациями Главного управления образования, науки и кадров Минсельхозпрода Республики Беларусь, а также разработками лабораторий, получили развитие ведение системного мониторинга образовательной деятельности вузов и колледжей, создан информационный фонд основных показателей их работы; изучаются процессы, происходящие в студенческой и преподавательской среде, путем проведения социологических опросов; проводится анализ результатов учебно-воспитательного процесса на базе изучения динамики уровня обученности учащихся колледжей. По результатам мониторинговых исследований издано более 30 информационно-аналитических бюллетеней по разным направлениям деятельности вузов и колледжей, выводы и предложения в которых способствуют принятию необходимых управленческих решений и внесению коррекций в образовательный процесс. Так, например, по результатам социологического опроса «Бюджет времени студентов» были пересмотрены подходы к организации самостоятельной работы. В результате, самостоятельная работа студентов стала управляемой и более эффективной.

Педагогический мониторинг, проводимый ежегодно в аграрных колледжах, позволяет отслеживать динамику качества учебно-воспитательного процесса и вносить коррективы в деятельность педагогических коллективов. Особый интерес здесь представляет такой качественный показатель, как уровень обученности учащихся колледжа по годам относительно базового уровня, с учетом качества школьной подготовки.

Можно считать, что аграрные вузы и колледжи готовы приступить к формированию своих систем менеджмента качества, приближаясь к стандартам.

Вместе с тем, данной работе по качеству необходимо придать более системный характер. Главное внимание следует уделить детальному документированию системы менеджмента качества, регламентации деятельности всех ее структурных элементов во взаимосвязи и взаимодействии, процедурным вопросам. Важно настроить коллективы в проведении не эпизодической, а постоянной и кропотливой работы по качеству деятельности вуза, колледжа. При этом необходимо руководствоваться едиными требованиями и правилами формирования и функционирования системы менеджмента качества.

В ноябре 2008 года на заседании Республиканского совета ректоров высших учебных заведений был поставлен и обсужден вопрос о развитии систем менеджмента качества учреждений образования в соответствии с требованиями государственных стандартов Республики Беларусь и международных стандартов. Совет рекомендовал ректорам вузов организовать работу по формированию систем менеджмента качества в течение 2009 года. Наше Главное управление образования, науки и кадров также дало прямые указания о создании систем менеджмента качества и ведении системного мониторинга всей деятельности учреждений образования в рамках ассоциаций. Так что вопрос этот не «дежурный», а конкретно предметный, с выходом на реализацию главной цели – высокое качество подготовки специалистов для АПК (рис. 10, 11).

При формировании системы менеджмента качества учреждения образования необходимо исходить из того, что ее задача состоит в обеспечении стабильности качества образовательного процесса, соответствующего требованиям внешних и внутренних потребителей, достижение которых является целевой установкой вуза, колледжа.

Работа по формированию СМК подразделяется на три этапа:

1-й этап – организационный;

2-й этап – аналитико-созидательный;

3-й этап – заключительный.

На организационном этапе необходимо:

·   оценить необходимость формирования СМК и принять решение о начале и сроках работ;

·   сформировать руководящий орган по проблеме создания СМК под руководством ректора (директора);

·   назначить представителя руководства по качеству и сформировать структурное подразделение в его подчинении;

·   разработать Политику УО в области качества;

·   провести предварительную оценку существующих в УО компонентов СМК на соответствие требованиям стандарта СТБ ИСО 9001:2001;

·   издать приказ о формировании СМК.

На втором этапе выполняется следующее:

·   обучение ответственных исполнителей;

·   документирование СМК;

·   апробирование первой версии документации.

Заключительный, третий этап включает в себя проведение следующих работ:

·   внедрение разработанных документов;

·   обучение внутренних аудиторов;

·   разработка 2-й версии документации;

·   утверждение СМК ректором (директором);

·   выделение ресурсов для функционирования СМК.

При создании системы качества и функционирования планового непрерывного аудита учебно-воспитательного процесса и всей деятельности УО, отпадает необходимость внепланового контроля и различных проверок с помощью создаваемых комиссий. Главной целью системы качества является своевременное обнаружение причин, а не следствий, и внесение предложений для принятия необходимых управленческих решений.

Таковы принципы и подходы к формированию в УО систем управления качеством подготовки специалистов.

Внутренняя система качества УО, в целях достижения ее максимальной эффективности, должна опираться, прежде всего, на базовые исходные данные. То есть надо четко знать кого, как, чему и для чего мы учим.

Начнем с цифр потребности специалистов для АПК. По состоянию на 1 января 2008 года в сельскохозяйственных организациях Республики должно быть по штатам 39500 специалистов, фактически работало 37199, выбыло за один год – 4097 (10%), образовалось вакансий 2301 (5,8 %). Среди всех специалистов имеют высшее образование 29,2 %, среднеспециальное – 60,0 %. В том числе главных специалистов по штату должно быть 11766, фактически работали 10888, выбыло за один год 1678 (14,2 %), образовалось вакансий 889 (7,5 %). Видно, что эта статистика не в нашу пользу. Принимаем на 1-й курс, учим, выпускаем, распределяем в достаточном количестве по заявкам с.х. организаций, но дефицит в кадрах специалистов не уменьшается. Главный упрек здесь в наш адрес – недостаточное профессиональное, гражданское и патриотическое воспитание выпускников. И это происходит при той большой работе, которая проводится в вузах и колледжах. Что же здесь лежит на поверхности? Приведу такой пример. В 2007 году в Могилевскую область было направлено около 700 молодых специалистов, а уволились за этот же год 1046 специалистов.

Получается, что сколько бы мы не выпускали специалистов, миграция и дефицит в них сохраняется.

Тут возникает другой вопрос: кто к нам приходит на 1-й курс, кого мы учим? Обратимся к полученным результатам социологических исследований, проведенных Лабораториями мониторинга БГСХА и УМЦ Минсельхозпрода в 2007-2008 годах. Так, был проведен анкетный опрос студентов 2-х – 5-х курсов в четырех аграрных вузах. Выборка составила 1932 человека. Выяснялись интересы студентов, их мотивация и стимулы учебы.

На вопрос о мотивах поступления в аграрный вуз ответы, по всему массиву, распределились следующим образом:

·       получить высшее образование – 86,4 %;

·       престижность специальности – 17,4 %;

·       желание работать в сфере АПК – 11,9 %

·       по рекламе вуза – 2,4 %.

На вопрос «Планируете ли Вы работать после окончания вуза в сфере АПК» положительно ответили 21,5 % (прирост составил 9,6 %). Таким образом, видно, что приоритетом поступления в вуз является не профессиональный интерес, а желание получить любое высшее образование, что созвучно с современной общемировой тенденцией, характерной для периода перехода к массовому высшему образованию. Как известно, при массовом выпуске продукции, штучный товар исчезает. Это можно в какой то степени отнести и к массовому высшему образованию. С учетом такой реальной ситуации, в системе качества управления начинать следует с таких субъектов образовательного процесса: заказчик-школа-абитуриент-первокурсник. Наиболее реальным решением этой проблемы видится, в будущем, переход на кооперированное обучение взамен существующего целевого.

Следующий вопрос – качество организации учебного процесса. На вопрос «Где Вы готовитесь к занятиям, зачетам и экзаменам» студенты ответили:

·       дома, в общежитии – 80,1 %;

·       в библиотеке – 6,4 %;

·       на кафедрах – 5,0 %.

Видно, что библиотеки перестали быть центром учебной деятельности студентов, поэтому 85,4 % пользуются, больше всего, своими конспектами. Вопрос: какая может быть глубина знаний, почерпнутая только из конспектов лекций?

Были опрошены также специалисты сельского хозяйства – выпускники аграрных вузов (700 человек). Выявлено, что в первый же год работы по распределению 22,0 % выпускников перешли на другую работу. Причины: неудовлетворенность рядом условий (производственно-экономические, бытовые, социокультурные, материальные, большие физические и психологические нагрузки).Хотя это уже и другая тема, но она тесно связана с качеством приема на первый курс и мотивацией выбора профессии и учебы.

Примерно такая же картина и в аграрных колледжах. Были опрошены 1475 учащихся выпускных курсов в 28 колледжах. Выборка составила 40 %, то есть достоверность данных не вызывает сомнений. На вопрос о мотивах поступления в данный колледж получены такие ответы респондентов:

·   получить образование – 71,4 %;

·   престижность специальности – 13,4 %;

·   желание работать в сфере АПК – 11,8 % (в вузах – 11,9 %).

Учебный процесс в колледжах: 88,7 % опрошенных учащихся выпускных курсов готовятся к занятиям и экзаменам по своим конспектам; учебные пособия используют 52,3 %; в общежитии и дома готовятся 76,5 %; в библиотеке – 20,0 %; в читальных залах – 14,4 %; в учебных кабинетах – 18,2 %.

К чему приводятся эти цифры? Для того, чтобы подчеркнуть важность мониторинговых исследований и своевременной диагностики всех процессов в образовательной деятельности вузов и колледжей. Именно на базе этих фактических данных возможно эффективное функционирование системы качества в каждом конкретном учреждении профессионального образования.

Из всего сказанного можно сделать такие выводы:

1. В учреждениях системы аграрного образования имеются достаточные наработки для реального перехода к созданию и функционированию систем управления качеством.

2. Необходимо развивать комплексные мониторинговые исследования качества образовательного процесса в целях диагностирования и своевременного устранения несоответствий.

3. Комплексный мониторинг образовательной деятельности целесообразно вести в рамках Ассоциации «Аграрное образование, наука и производство» с выходом результатов исследований на практику.

                                                                                                                               

СЕРГЕЕВ В.С.,

первый проректор БГСХА

 

ИТОГИ ПРИЕМА В БГСХА ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ

НА СОКРАЩЕННУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ (НИСПО)

 

Подготовка специалистов по сокращенной форме обучения (НИСПО) ведется в академии с 1992 года. В первые годы после введения этой системы мы не испытывали трудностей по ее реализации, так как этот процесс был организован и осуществлялся на  принципах тесного  взаимодействия  партнеров «ССУЗ

        ВУЗ». При этом взаимодействие было творческим, а отбор кандидатур из числа выпускников техникумов носил избирательный характер: на учебу в ВУЗ готовились и рекомендовались лучшие из лучших. Одновременно реализовывались идеи разработки сквозных учебных планов «ССУЗ        ВУЗ», что способствовало плавному «погружению» выпускников техникумов в учебный процесс в вузе и быстрой адаптации к новым условиям учебы.

При переходе к массовому приему и обучению по НИСПО возникли проблемы, связанные с недостаточной подготовленностью части выпускников техникумов и колледжей к обучению в вузе. А именно: недостаточная подготовка по общеобразовательным дисциплинам и ряду специальных дисциплин, а отсюда длительный период адаптации к вузовским методам обучения. Особенно это относится к тем студентам, кто поступал в техникум из сельских школ.

Особенности адаптации студентов с сокращенным сроком обучения характеризуются такими данными (по результатам социологического исследования):

– испытывали трудности в учебе в вузе по причине слабой довузовской подготовки 44 % респондентов;

– трудности в связи с перегрузками в учебе – 36 %;

– сложность изложения учебного материала – 18 %;

– высокие требования со стороны преподавателей при оценке знаний студентов – 19 %.

Таким образом, видно, что в интеграции «ССУЗ        ВУЗ» по проблеме непрерывного обучения появились слабые места. Одним из них является недостаточная совместная работа учебных заведений по подготовке выпускников колледжей для поступления в ВУЗ.

В таблицах 1…5 содержатся сведения о приеме в академию выпускников колледжей на сокращенную форму обучения в 2006-2008 гг. Видно, что уменьшился конкурс заявлений на специальности «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Отсутствует конкурс заявлений на специальность «Зоотехния». В ряде колледжей ослаблена работа по довузовской подготовке выпускников и направлению их в ВУЗ для продолжения образования. Я обращаюсь к руководителям колледжей, входящим в нашу Ассоциацию, проанализировать приведенные табличные данные и разработать практические меры по конкретному улучшению довузовской подготовки учащихся для поступления в академию.

 


Таблица 1 – План приема в БГСХА на сокращенную форму обучения (НИСПО)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Агрономия

25

25

25

Производство, хранение и переработка продукции растениеводства

15

15

14

Плодоовощеводство

15

15

15

Зоотехния

25

15

20

Техническое обеспечение процессов с/х производства

25

25

25

Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ

15

15

20

Мелиорация и водное хозяйство

15

15

Экономика и управление на предприятии АПК

15

15

15

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

20

20

20

ВСЕГО

170

160

154

Таблица 2 – Конкурс заявлений в БГСХА на сокращенную форму обучения (НИСПО)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Подано

заяв-лений

Конкурс

Подано

заяв-лений

Конкурс

Подано

заяв-лений

Конкурс

Агрономия

27

1,08

60

2,48

40

1,60

Производство, хранение и пере-работка продукции растениеводства

27

1,80

21

1,40

8

0,57

Плодоовощеводство

12

0,80

23

1,53

18

1,20

Зоотехния

14

0,56

30

1,93

14

0,70

Техническое обеспечение процессов с/х производства

53

2,04

78

3,12

75

3,00

Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйствен-ных работ

22

1,47

42

2,80

31

1,55

Мелиорация и водное хозяйство

20

1,33

12

0,80

Экономика и управление на предприятии АПК

30

2,00

58

3,87

46

3,10

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

58

2,90

27

1,37

31

1,55

ВСЕГО

263

1,55

351

2,19

263

1,71

 


ПЛАН

РАБОТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АССОЦИАЦИИ

«АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО»

НА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Время

и место

проведения

Ответственные за проведение

1.

Проведение конференции сельскохозяйственной Ассоциации

Ноябрь – дека-брь

БГСХА

Сергеев В.С.

Киреев А.Л.

2.

Научно-практический семинар «Методика разработки учебно-программной документации для сокращенной формы обучения»

Февраль

БГСХА

Киреев А.Л.

3.

Проведение предметных олимпиад со студентами ССУЗов

По планам факультетов.

Факультеты БГСХА, ССУЗы

Деканы факультетов,

зав. отделениями ССУЗов

4.

Проведение научно-практичес-кого семинара «Применение в учебном процессе активных форм и методов обучения»

Февраль-март

Кафедра педагогики, пси-хологии и социологии.

Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж

Шатравко Н.С.

Бакчеева С.И.

5.

Внедрение блочно-модульной технологии обучения по заявкам колледжей

В течение года

ССУЗы

НИЛ мониторинга БГСХА

6.

Проведение занятий с учащимися ССУЗов по русскому и белорусскому языкам для подготовки к тестированию

Январь-май

Кафедра русского и белорусского языков БГСХА

Скикевич Т.И.

№ п/п

Наименование мероприятия

Время

и место

проведения

Ответственные за проведение

7.

Написание учебников, учебных пособий и практикумов для ССУЗов

В течение года

БГСХА

ССУЗы

Авторские коллективы,

деканы факультетов,

УМЦ БГСХА

8.

Проведение конкурсов студенческих научных работ

По плану бюро НИРС

Романьков Д.А.

9.

Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и соискательство

По плану работы аспирантуры

Гавриченко Н.И.

10.

Проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам АПК. Разработка рекомендаций для производства

По плану НИЧ БГСХА

Гавриченко Н.И.

11.

Участие ССУЗов в научных конференциях, проводимых в БГСХА

По планам НИЧ и бюро НИРС БГСХА

Гавриченко Н.И.

Романьков Д.А.

12.

Повышение квалификации преподавателей ССУЗов по специальностям (по 72-часовой программе)

БГСХА, по плану ФПК

Чечеткин А.С.

13.

Переподготовка преподавателей ССУзов по двухгодичному учебному плану (заочная форма обучения)

БГСХА, по плану ФПК

Чечеткин А.С.

Шатравко Н.С.

14.

Проведение практического семинара на базе учебно-опыт-ного хозяйства академии по проблемам производства сельскохозяйственной продукции

Февраль-март

Учхоз БГСХА

Чечеткин А.С.

Блохин Н.Г.

15.

Мастер-класс «Психологичес-кая работа в вузе» (презентация, работа с диагностической методикой Дж. Равена)

Май

БГСХА

Кафедра педагогики, психологии и социологии

№ п/п

Наименование мероприятия

Время

и место

проведения

Ответственные за проведение

16.

Мониторинг качества образовательной деятельности в интегрированной системе ССУЗ-ВУЗ. Создание первой версии системы менеджмента качества подготовки специалистов для АПК

В течение года

НИЛ мониторинга БГСХА,

колледжи

17.

Спортивный праздник (минифутбол, волейбол, дартс, перетягивание каната, легкая атлетика и др.)

Май

Спорткомплекс академии

 

Заведующий кафедрой физвоспитания и спорта, председатель спортивного клуба академии

18.

Сеанс одновременной игры в шахматы

Май

Спорткомплекс академии

Руководитель шахматного клуба «Гамбит»

19.

Студенческий фестиваль «Академическая весна – 2009»

Май

Актовый зал ДК академии

Директор ДК академии

 

ПЛАН

ПОДГОТОВКИ РУКОПИСЕЙ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

ДЛЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

№ п/п

Наименование

учебного пособия

Авторы

Год

подготовки рукописи

1.

Растениеводство

Коллектив авторов

2009

2.

Практикум по акушерству, гинекологии и биотехнике размножения животных

Медведев Г.Ф.

Кузьмич Р.Г.

2009

3.

Сельскохозяйственные мелиорации

Желязко В.И.

Лагун Т.Д.

Баранова Н.П.

2009

4.

Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность движения (учебник, 3-е издание)

Бершадский В.Ф.

Дудко В.И.

Дудко Н.И.

2009

5.

Сельскохозяйственные машины (2-е издание)

Петровец В.Р.

Чайчиц Н.В.

2009

6.

Управление сельскохозяйственной техникой

Петровец В.Р.

Гайдуков В.А.

Дудко Н.И.

2009

7.

Организация и планирование про-изводства

Хроменкова Т.Л.

Мелех В.А.

2009

8.

Товароведение

Краснова Л.И.

Новикова А.Н.

2009

9.

Налоги и налогообложение

Лабурдова И.П.

Язкова Г.В.

2009

10.

Теория анализа

Миренкова Г.В.

Молчанов А.М.

2009

11.

Технология послеуборочной обработки и хранения продукции растениеводства

Цык В.В.

2010

12.

Агрохимия

Вильдфлуш И.Р.

Кукреш С.П.

Цыганова А.Р.

Лапа В.В.

2010

№ п/п

Наименование

учебного пособия

Авторы

Год

подготовки рукописи

13.

Гидротехнические сооружения

Нестеров М.В.

Черный А.И.

2010

14.

Сельскохозяйственное водоснабжение

Боровиков А.А.

Васильева Н.В.

Лейко Д.М.

Хомякова А.Н.

2010

15.

Техническая механика

Желязко В.И.

Бобер О.А.

Дятлов В.В.

2010

16.

Машины для обслуживания мелиоративных систем

Мажугин Е.И.

2010

17.

Современная сельскохозяйственная техника

Клочков А.В.

Попов В.А.

2010

18.

Организация материально-техни-ческого обеспечения АПК

Хитрюк В.А.

2010

19.

Геология, гидрогеология и мелиоративные изыскания

Вихров В.И.

Боровиков А.А.

2011

20.

Насосные станции на мелиоративных системах

Лейко Д.М.

Боровиков А.А.

Хомякова А.Н.

2011

21.

Одноковшовые экскаваторы для мелиоративного строительства

Купченко А.И.

Мажугин Е.И.

Казаков А.Л.

Горелько В.М.

2011

22.

Семеноводство многолетних трав

Янушко С.В.

Петренко В.И.

Алехина Ю.В.

2011

23.

Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях

Клипперт Е.Н.

Чечеткин А.С.

2011

24.

Земледелие, почвоведение и мелиорация (учебник)

Прокопович в.Н.

Дудук А.А.

Трапков С.И.

2011

 

 

 

 

СОСТАВ

Координационного совета

сельскохозяйственной ассоциации

«АграрноЕ образование, наука и производство»

 

КУРДЕКО

Александр Павлович

 

– председатель Совета, ректор Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор ветеринарных наук, профессор

СЕРГЕЕВ

Валерий Сергеевич

– заместитель председателя, первый проректор Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат технических наук, доцент

КИРЕЕВ

Андрей Леонидович

– секретарь, заместитель начальника учебно-методического управления Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

ТУРЧАНОВ

Сергей Олегович

– начальник учебно-методического управления Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат сельскохозяй-ственных наук, доцент

СОЛЯНИК

Александр Владимирович

– проректор по учебно-воспитательной и информационной работе Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор сельскохозяйственных наук, доцент

ЧЕЧЕТКИН

Александр Сергеевич

– проректор по повышению квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат экономических наук, доцент

ГАВРИЧЕНКО

Николай Иванович

– проректор по научной работе Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор сельскохозяйственных наук, доцент

САСКЕВИЧ

Павел Александрович

– проректор по заочному обучению Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

БЛОХИН

Николай Григорьевич

– директор РУП «Учхоз БГСХА»

КОМЧЕНКО

Степан Иванович

– директор Учреждения образования «Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича»

БОРИСЕНКО

Тамара Владимировна

– директор Учреждения образования «Смольянский государственный аграрный колледж»

БЕЛЫЙ

Владимир Владимирович

– директор Учреждения образования «Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж»

ЖИГАЛКО

Николай Михайлович

– директор Учреждения образования «Климовичский государственный аграрный колледж»

КУПРЕЙЧИК

Владимир Михайлович

– директор Учреждения образования «Смиловичский государственный аграрный колледж»

КНЯЗЮК

Николай Иванович

– директор Учреждения образования «Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е. Клещева»

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

КОНФЕРЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АССОЦИАЦИИ «АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

 И ПРОИЗВОДСТВО»

22 декабря 2008 г.

Заслушав и обсудив доклады, сообщения и информации участников Ассоциации по проблемам управления качеством аграрного образования в вузах и колледжах и осуществления совместной инновационной деятельности, конференция рекомендует:

1. Совершенствовать профориентационную работу среди учащихся колледжей, придав ей плановый характер.

2. Обмениваться информациями о выпускниках колледжей, поступивших в ВУЗ по НИСПО.

3. Просить Министерство образования Республики Беларусь:

– продлить на 3 дня срок подачи документов для поступления в аграрные учебные заведения;

– предусмотреть льготы при приеме в ВУЗ для победителей республиканских олимпиад среди учащихся аграрных колледжей;

– отменить для выпускников аграрных колледжей представление в ВУЗ сертификата по белорусскому (русскому) языку.

4. Просить Главное управление образования, науки и кадров Минсельхозпрода Республики Беларусь восстановить прием по НИСПО на специальность «Мелиорация и водное хозяйство» в количестве 15 человек.

5. Оказывать действенную помощь колледжам в решении кадровых проблем (направление лучших выпускников вуза в колледжи на преподавательскую работу, стажировки преподавателей колледжей в РУП «Учхоз БГСХА» с выдачей сертификата о повышении квалификации, переподготовка преподавателей колледжей по специальности «Педагогическая деятельность» на ФПК БГСХА по заочной форме обучения).

6. Создать авторские коллективы по написанию учебников и учебных пособий для учащихся колледжей по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Практиковать создание электронных учебных пособий и учебных видео-фильмов.

7. Принимать участие в разработке и рецензировании учебных программ для колледжей, организовывать выставки учебно-методической литературы, высылать Участникам Ассоциации один экземпляр изданных в БГСХА учебно-методических пособий, лекций и методических указаний с учетом профиля данного колледжа.

8. Совершенствовать и развивать работу по проведению олимпиад среди учащихся колледжей.

9. Ежегодно проводить совместные мероприятия по воспитательной, культурно-массовой и спортивной работе среди учащихся и студентов по планам Участников Ассоциации.

10. Развивать в рамках Ассоциации комплексные мониторинговые исследования качества образовательного процесса в целях диагностирования и своевременного устранения выявленных несоответствий.

11. Считать целесообразным участие высококвалифицированных сотрудников академии (деканов, профессоров, заведующих кафедрами) в итоговой аттестации выпускников аграрных колледжей в качестве председателей ГЭК.

12. Открыть web-site сельскохозяйственной ассоциации «Аграрное образование, наука и производство».