МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования
«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
Сельскохозяйственная ассоциация
«Аграрное образование, наука и производство»
Научно-исследовательская лаборатория мониторинга
и управления качеством высшего аграрного образования
Информационно-аналитический
бюллетень
№ 1
январь 2009
Материалы конференции
сельскохозяйственной ассоциации
«Аграрное образование, наука
и производство»
ВВЕДЕНИЕ
Экономика все в большей степени опирается на образование, науку и инновационно-технический потенциал. Новые направления развития аграрного сектора требуют и новый качественный уровень подготовки специалистов, способных к разработке и внедрению в практику инновационных идей. Смена технологий со средней периодичностью 3-5 лет обязывает вузы и колледжи переходить на инновационные модели образования, предполагающие коренное совершенствование организации учебного процесса, в том числе – усиление связей с наукой и производством. Обучение должно быть практико-ориентиро-ванным с учетом развития АПК как на ближайшее время, так и на перспективу. В сложившейся системе аграрного образования Республики Беларусь необходимо всемерно расширять все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной. Необходим пересмотр сложившихся технологий в образовательной деятельности и смена приоритетов по таким направлениям как тесная интеграция структур, связанных с системой как общего, так и профессионального образования, и деловое сотрудничество с партнерами образовательной деятельности.
В свете реализации этих направлений на базе Белорусской государственной сельскохозяйственной академии создана и действует сельскохозяйственная ассоциация «Аграрное образование, наука и производство» (далее Ассоциация). Участниками-учредителями Ассоциации являются: ВУЗ (БГСХА), 26 колледжей, РУП «Учебно-опытное хозяйство БГСХА». Приоритетными направлениями деятельности Ассоциации являются: создание оптимальных условий по обеспечению взаимодействия различных образовательных структур (общеобразовательные школы, лицеи, лицейские классы, СПТУ, колледжи, вузы); координация научно-методической, научно-исследовательской работы по созданию, развитию и внедрению прогрессивных образовательных программ и технологий обучения; создание единого информационного пространства для обеспечения инновационной образовательной, научной и производственной деятельности; проведение культурно-массовых, физкультурно-оздорови-тельных и спортивных мероприятий среди учащихся и студентов в рамках Ассоциации.
В соответствии с Уставом, 23 декабря 2008 года была проведена конференция Ассоциации, в которой приняли участие делегированные представители 23-х юридических лиц. На конференции были избраны председатель ассоциации (ректор БГСХА, доктор ветеринарных наук, профессор Курдеко Александр Павлович) и Координационный совет, утверждены планы работы Ассоциации и подготовки рукописей учебных пособий для учащихся средних специальных учебных заведений (аграрных колледжей). С основным докладом «Проблемы и пути развития системы управления качеством профессионального образования в аграрных вузах и колледжах» выступил ректор академии Курдеко А.П. С информациями и предложениями по обсуждаемым на конференции вопросам выступили: первый проректор академии Сергеев В.С., проректор по учебно-воспитатель-ной работе Чечеткин А.С., заместитель директора Пинского государственного аграрно-технического колледжа им. А.Е. Клещева Черный А.И., директор Лепельского государственного аграрно-технического колледжа Ефимович А.З., директор Буда-Кошелевского аграрно-технического колледжа Вербицкий А.Н., директор Гомельского государственного аграрно-экономичес-кого колледжа Кузнецов В.Г., декан факультета механизации сельского хозяйства БГСХА Пархоменко М.Л., заместитель начальника учебно - методического управления БГСХА Киреев А.Л., директор РУП «Учхоз БГСХА» Блохин Н.Г. По всем вопросам, вынесенным для обсуждения на конференции, были приняты соответствующие решения.
В данном бюллетене содержатся материалы конференции, предназначенные для Участников сельскохозяйственной ассоциации «Аграрное образование, наука и производство».
А.П. КУРДЕКО,
ректор БГСХА
Проблемы и пути развития системы управления
качеством профессионального образования
в аграрных вузах и колледжах
Высокий уровень информационно-технологического развития общества в сочетании с социально ориентированной рыночной экономикой дает стране неоспоримые конкурентные преимущества. Решение данной задачи предполагает построение экономической модели, основные черты которой схожи с моделью знаниевой экономики, характеризующиеся возрастающим влиянием научно-технологических знаний как движущей силы экономического роста. При переходе страны на инновационный путь развития экономики активизируется производство знаний, изменяется характер научно-технической, экономической, инновационной и социальной деятельности, происходит интеллектуализация труда (рис. 1). Отсюда обозначаются неотложные задачи перед системой образования, определяются принципы и направления работы по дальнейшему повышению его качества.
В Беларуси повышение качества образования, наряду с расширением его доступности, является одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства. В настоящее время система управления качеством образования находится в стадии своего движения от прежнего способа к качественно новому. Новым может быть универсальная система критериев и показателей качества профессионального образования и способы количественной и качественной оценки эффективности образовательного процесса в вузах и колледжах.
Принято считать, что основное место в обеспечении качества деятельности учреждений образования принадлежит централизованному контролю со стороны вышестоящих органов системы образования. Однако результаты такого контроля охватывают, в большей степени, только формальную сторону, не вникая глубоко в детали организации и хода учебного процесса и качества подготовки специалистов. Качество профессионального образования должно быть, прежде всего, предметом заботы самих вузов и колледжей. Именно они призваны нести ответственность за внутренний контроль и самооценку качества своей работы. При этом контроль понимается не как самоцель, а как средство для дальнейшего совершенствования образовательной деятельности (рис. 2).
В системе аграрного образования ведется работа по организации управления качеством подготовки специалистов для АПК на научной основе, созданы лаборатории и секторы мониторинга и управления качеством аграрного образования, имеются определенные наработки для создания системы управления качеством. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессорном подходе, включает требования потребителей кадров, менеджмент ресурсов, мониторинг и измерение циклов деятельности, анализ показателей деятельности, улучшение деятельности через принятие управленческих решений, ответственность руководителей всех рангов и, в конечном итоге, удовлетворенность выпускников и потребителей. Важным в системе является установление обратных связей между субъектами образовательной деятельности «студент-специалист-работода-тель-вуз».
Принципы, модели, элементы и содержание системы менеджмента качества принято представлять наглядно в графическом виде (рис. 3 … 9) *).
*)В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь.
В последние годы, руководствуясь рекомендациями Главного управления образования, науки и кадров Минсельхозпрода Республики Беларусь, а также разработками лабораторий, получили развитие ведение системного мониторинга образовательной деятельности вузов и колледжей, создан информационный фонд основных показателей их работы; изучаются процессы, происходящие в студенческой и преподавательской среде, путем проведения социологических опросов; проводится анализ результатов учебно-воспитательного процесса на базе изучения динамики уровня обученности учащихся колледжей. По результатам мониторинговых исследований издано более 30 информационно-аналитических бюллетеней по разным направлениям деятельности вузов и колледжей, выводы и предложения в которых способствуют принятию необходимых управленческих решений и внесению коррекций в образовательный процесс. Так, например, по результатам социологического опроса «Бюджет времени студентов» были пересмотрены подходы к организации самостоятельной работы. В результате, самостоятельная работа студентов стала управляемой и более эффективной.
Педагогический мониторинг, проводимый ежегодно в аграрных колледжах, позволяет отслеживать динамику качества учебно-воспитательного процесса и вносить коррективы в деятельность педагогических коллективов. Особый интерес здесь представляет такой качественный показатель, как уровень обученности учащихся колледжа по годам относительно базового уровня, с учетом качества школьной подготовки.
Можно считать, что аграрные вузы и колледжи готовы приступить к формированию своих систем менеджмента качества, приближаясь к стандартам.
Вместе с тем, данной работе по качеству необходимо придать более системный характер. Главное внимание следует уделить детальному документированию системы менеджмента качества, регламентации деятельности всех ее структурных элементов во взаимосвязи и взаимодействии, процедурным вопросам. Важно настроить коллективы в проведении не эпизодической, а постоянной и кропотливой работы по качеству деятельности вуза, колледжа. При этом необходимо руководствоваться едиными требованиями и правилами формирования и функционирования системы менеджмента качества.
В ноябре 2008 года на заседании Республиканского совета ректоров высших учебных заведений был поставлен и обсужден вопрос о развитии систем менеджмента качества учреждений образования в соответствии с требованиями государственных стандартов Республики Беларусь и международных стандартов. Совет рекомендовал ректорам вузов организовать работу по формированию систем менеджмента качества в течение 2009 года. Наше Главное управление образования, науки и кадров также дало прямые указания о создании систем менеджмента качества и ведении системного мониторинга всей деятельности учреждений образования в рамках ассоциаций. Так что вопрос этот не «дежурный», а конкретно предметный, с выходом на реализацию главной цели – высокое качество подготовки специалистов для АПК (рис. 10, 11).
При формировании системы менеджмента качества учреждения образования необходимо исходить из того, что ее задача состоит в обеспечении стабильности качества образовательного процесса, соответствующего требованиям внешних и внутренних потребителей, достижение которых является целевой установкой вуза, колледжа.
Работа по формированию СМК подразделяется на три этапа:
1-й этап – организационный;
2-й этап – аналитико-созидательный;
3-й этап – заключительный.
На организационном этапе необходимо:
· оценить необходимость формирования СМК и принять решение о начале и сроках работ;
· сформировать руководящий орган по проблеме создания СМК под руководством ректора (директора);
· назначить представителя руководства по качеству и сформировать структурное подразделение в его подчинении;
· разработать Политику УО в области качества;
· провести предварительную оценку существующих в УО компонентов СМК на соответствие требованиям стандарта СТБ ИСО 9001:2001;
· издать приказ о формировании СМК.
На втором этапе выполняется следующее:
· обучение ответственных исполнителей;
· документирование СМК;
· апробирование первой версии документации.
Заключительный, третий этап включает в себя проведение следующих работ:
· внедрение разработанных документов;
· обучение внутренних аудиторов;
· разработка 2-й версии документации;
· утверждение СМК ректором (директором);
· выделение ресурсов для функционирования СМК.
При создании системы качества и функционирования планового непрерывного аудита учебно-воспитательного процесса и всей деятельности УО, отпадает необходимость внепланового контроля и различных проверок с помощью создаваемых комиссий. Главной целью системы качества является своевременное обнаружение причин, а не следствий, и внесение предложений для принятия необходимых управленческих решений.
Таковы принципы и подходы к формированию в УО систем управления качеством подготовки специалистов.
Внутренняя система качества УО, в целях достижения ее максимальной эффективности, должна опираться, прежде всего, на базовые исходные данные. То есть надо четко знать кого, как, чему и для чего мы учим.
Начнем с цифр потребности специалистов для АПК. По состоянию на 1 января 2008 года в сельскохозяйственных организациях Республики должно быть по штатам 39500 специалистов, фактически работало 37199, выбыло за один год – 4097 (10%), образовалось вакансий 2301 (5,8 %). Среди всех специалистов имеют высшее образование 29,2 %, среднеспециальное – 60,0 %. В том числе главных специалистов по штату должно быть 11766, фактически работали 10888, выбыло за один год 1678 (14,2 %), образовалось вакансий 889 (7,5 %). Видно, что эта статистика не в нашу пользу. Принимаем на 1-й курс, учим, выпускаем, распределяем в достаточном количестве по заявкам с.х. организаций, но дефицит в кадрах специалистов не уменьшается. Главный упрек здесь в наш адрес – недостаточное профессиональное, гражданское и патриотическое воспитание выпускников. И это происходит при той большой работе, которая проводится в вузах и колледжах. Что же здесь лежит на поверхности? Приведу такой пример. В 2007 году в Могилевскую область было направлено около 700 молодых специалистов, а уволились за этот же год 1046 специалистов.
Получается, что сколько бы мы не выпускали специалистов, миграция и дефицит в них сохраняется.
Тут возникает другой вопрос: кто к нам приходит на 1-й курс, кого мы учим? Обратимся к полученным результатам социологических исследований, проведенных Лабораториями мониторинга БГСХА и УМЦ Минсельхозпрода в 2007-2008 годах. Так, был проведен анкетный опрос студентов 2-х – 5-х курсов в четырех аграрных вузах. Выборка составила 1932 человека. Выяснялись интересы студентов, их мотивация и стимулы учебы.
На вопрос о мотивах поступления в аграрный вуз ответы, по всему массиву, распределились следующим образом:
· получить высшее образование – 86,4 %;
· престижность специальности – 17,4 %;
· желание работать в сфере АПК – 11,9 %
· по рекламе вуза – 2,4 %.
На вопрос «Планируете ли Вы работать после окончания вуза в сфере АПК» положительно ответили 21,5 % (прирост составил 9,6 %). Таким образом, видно, что приоритетом поступления в вуз является не профессиональный интерес, а желание получить любое высшее образование, что созвучно с современной общемировой тенденцией, характерной для периода перехода к массовому высшему образованию. Как известно, при массовом выпуске продукции, штучный товар исчезает. Это можно в какой то степени отнести и к массовому высшему образованию. С учетом такой реальной ситуации, в системе качества управления начинать следует с таких субъектов образовательного процесса: заказчик-школа-абитуриент-первокурсник. Наиболее реальным решением этой проблемы видится, в будущем, переход на кооперированное обучение взамен существующего целевого.
Следующий вопрос – качество организации учебного процесса. На вопрос «Где Вы готовитесь к занятиям, зачетам и экзаменам» студенты ответили:
· дома, в общежитии – 80,1 %;
· в библиотеке – 6,4 %;
· на кафедрах – 5,0 %.
Видно, что библиотеки перестали быть центром учебной деятельности студентов, поэтому 85,4 % пользуются, больше всего, своими конспектами. Вопрос: какая может быть глубина знаний, почерпнутая только из конспектов лекций?
Были опрошены также специалисты сельского хозяйства – выпускники аграрных вузов (700 человек). Выявлено, что в первый же год работы по распределению 22,0 % выпускников перешли на другую работу. Причины: неудовлетворенность рядом условий (производственно-экономические, бытовые, социокультурные, материальные, большие физические и психологические нагрузки).Хотя это уже и другая тема, но она тесно связана с качеством приема на первый курс и мотивацией выбора профессии и учебы.
Примерно такая же картина и в аграрных колледжах. Были опрошены 1475 учащихся выпускных курсов в 28 колледжах. Выборка составила 40 %, то есть достоверность данных не вызывает сомнений. На вопрос о мотивах поступления в данный колледж получены такие ответы респондентов:
· получить образование – 71,4 %;
· престижность специальности – 13,4 %;
· желание работать в сфере АПК – 11,8 % (в вузах – 11,9 %).
Учебный процесс в колледжах: 88,7 % опрошенных учащихся выпускных курсов готовятся к занятиям и экзаменам по своим конспектам; учебные пособия используют 52,3 %; в общежитии и дома готовятся 76,5 %; в библиотеке – 20,0 %; в читальных залах – 14,4 %; в учебных кабинетах – 18,2 %.
К чему приводятся эти цифры? Для того, чтобы подчеркнуть важность мониторинговых исследований и своевременной диагностики всех процессов в образовательной деятельности вузов и колледжей. Именно на базе этих фактических данных возможно эффективное функционирование системы качества в каждом конкретном учреждении профессионального образования.
Из всего сказанного можно сделать такие выводы:
1. В учреждениях системы аграрного образования имеются достаточные наработки для реального перехода к созданию и функционированию систем управления качеством.
2. Необходимо развивать комплексные мониторинговые исследования качества образовательного процесса в целях диагностирования и своевременного устранения несоответствий.
3. Комплексный мониторинг образовательной деятельности целесообразно вести в рамках Ассоциации «Аграрное образование, наука и производство» с выходом результатов исследований на практику.
СЕРГЕЕВ В.С.,
первый проректор БГСХА
ИТОГИ ПРИЕМА В БГСХА ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ
НА СОКРАЩЕННУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ (НИСПО)
Подготовка специалистов по сокращенной форме обучения (НИСПО) ведется в академии с 1992 года. В первые годы после введения этой системы мы не испытывали трудностей по ее реализации, так как этот процесс был организован и осуществлялся на принципах тесного взаимодействия партнеров «ССУЗ
ВУЗ». При этом взаимодействие было творческим, а отбор кандидатур из числа выпускников техникумов носил избирательный характер: на учебу в ВУЗ готовились и рекомендовались лучшие из лучших. Одновременно реализовывались идеи разработки сквозных учебных планов «ССУЗ ВУЗ», что способствовало плавному «погружению» выпускников техникумов в учебный процесс в вузе и быстрой адаптации к новым условиям учебы.
При переходе к массовому приему и обучению по НИСПО возникли проблемы, связанные с недостаточной подготовленностью части выпускников техникумов и колледжей к обучению в вузе. А именно: недостаточная подготовка по общеобразовательным дисциплинам и ряду специальных дисциплин, а отсюда длительный период адаптации к вузовским методам обучения. Особенно это относится к тем студентам, кто поступал в техникум из сельских школ.
Особенности адаптации студентов с сокращенным сроком обучения характеризуются такими данными (по результатам социологического исследования):
– испытывали трудности в учебе в вузе по причине слабой довузовской подготовки 44 % респондентов;
– трудности в связи с перегрузками в учебе – 36 %;
– сложность изложения учебного материала – 18 %;
– высокие требования со стороны преподавателей при оценке знаний студентов – 19 %.
Таким образом, видно, что в интеграции «ССУЗ ВУЗ» по проблеме непрерывного обучения появились слабые места. Одним из них является недостаточная совместная работа учебных заведений по подготовке выпускников колледжей для поступления в ВУЗ.
В таблицах 1…5 содержатся сведения о приеме в академию выпускников колледжей на сокращенную форму обучения в 2006-2008 гг. Видно, что уменьшился конкурс заявлений на специальности «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Отсутствует конкурс заявлений на специальность «Зоотехния». В ряде колледжей ослаблена работа по довузовской подготовке выпускников и направлению их в ВУЗ для продолжения образования. Я обращаюсь к руководителям колледжей, входящим в нашу Ассоциацию, проанализировать приведенные табличные данные и разработать практические меры по конкретному улучшению довузовской подготовки учащихся для поступления в академию.
Таблица 1 – План приема в БГСХА на сокращенную форму обучения (НИСПО)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Агрономия |
25 |
25 |
25 |
Производство, хранение и переработка продукции растениеводства |
15 |
15 |
14 |
Плодоовощеводство |
15 |
15 |
15 |
Зоотехния |
25 |
15 |
20 |
Техническое обеспечение процессов с/х производства |
25 |
25 |
25 |
Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ |
15 |
15 |
20 |
Мелиорация и водное хозяйство |
15 |
15 |
– |
Экономика и управление на предприятии АПК |
15 |
15 |
15 |
Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
20 |
20 |
20 |
ВСЕГО |
170 |
160 |
154 |
Таблица 2 – Конкурс заявлений в БГСХА на сокращенную форму обучения (НИСПО)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||
Подано заяв-лений |
Конкурс |
Подано заяв-лений |
Конкурс |
Подано заяв-лений |
Конкурс | |
Агрономия |
27 |
1,08 |
60 |
2,48 |
40 |
1,60 |
Производство, хранение и пере-работка продукции растениеводства |
27 |
1,80 |
21 |
1,40 |
8 |
0,57 |
Плодоовощеводство |
12 |
0,80 |
23 |
1,53 |
18 |
1,20 |
Зоотехния |
14 |
0,56 |
30 |
1,93 |
14 |
0,70 |
Техническое обеспечение процессов с/х производства |
53 |
2,04 |
78 |
3,12 |
75 |
3,00 |
Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйствен-ных работ |
22 |
1,47 |
42 |
2,80 |
31 |
1,55 |
Мелиорация и водное хозяйство |
20 |
1,33 |
12 |
0,80 |
– |
– |
Экономика и управление на предприятии АПК |
30 |
2,00 |
58 |
3,87 |
46 |
3,10 |
Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
58 |
2,90 |
27 |
1,37 |
31 |
1,55 |
ВСЕГО |
263 |
1,55 |
351 |
2,19 |
263 |
1,71 |
ПЛАН
РАБОТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АССОЦИАЦИИ
«АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО»
НА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Время и место проведения |
Ответственные за проведение |
1. |
Проведение конференции сельскохозяйственной Ассоциации |
Ноябрь – дека-брь БГСХА |
Сергеев В.С. Киреев А.Л. |
2. |
Научно-практический семинар «Методика разработки учебно-программной документации для сокращенной формы обучения» |
Февраль БГСХА |
Киреев А.Л. |
3. |
Проведение предметных олимпиад со студентами ССУЗов |
По планам факультетов. Факультеты БГСХА, ССУЗы |
Деканы факультетов, зав. отделениями ССУЗов |
4. |
Проведение научно-практичес-кого семинара «Применение в учебном процессе активных форм и методов обучения» |
Февраль-март Кафедра педагогики, пси-хологии и социологии. Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж |
Шатравко Н.С. Бакчеева С.И. |
5. |
Внедрение блочно-модульной технологии обучения по заявкам колледжей |
В течение года ССУЗы |
НИЛ мониторинга БГСХА |
6. |
Проведение занятий с учащимися ССУЗов по русскому и белорусскому языкам для подготовки к тестированию |
Январь-май Кафедра русского и белорусского языков БГСХА |
Скикевич Т.И. |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Время и место проведения |
Ответственные за проведение |
7. |
Написание учебников, учебных пособий и практикумов для ССУЗов |
В течение года БГСХА ССУЗы |
Авторские коллективы, деканы факультетов, УМЦ БГСХА |
8. |
Проведение конкурсов студенческих научных работ |
По плану бюро НИРС |
Романьков Д.А. |
9. |
Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и соискательство |
По плану работы аспирантуры |
Гавриченко Н.И. |
10. |
Проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам АПК. Разработка рекомендаций для производства |
По плану НИЧ БГСХА |
Гавриченко Н.И. |
11. |
Участие ССУЗов в научных конференциях, проводимых в БГСХА |
По планам НИЧ и бюро НИРС БГСХА |
Гавриченко Н.И. Романьков Д.А. |
12. |
Повышение квалификации преподавателей ССУЗов по специальностям (по 72-часовой программе) |
БГСХА, по плану ФПК |
Чечеткин А.С. |
13. |
Переподготовка преподавателей ССУзов по двухгодичному учебному плану (заочная форма обучения) |
БГСХА, по плану ФПК |
Чечеткин А.С. Шатравко Н.С. |
14. |
Проведение практического семинара на базе учебно-опыт-ного хозяйства академии по проблемам производства сельскохозяйственной продукции |
Февраль-март Учхоз БГСХА |
Чечеткин А.С. Блохин Н.Г. |
15. |
Мастер-класс «Психологичес-кая работа в вузе» (презентация, работа с диагностической методикой Дж. Равена) |
Май БГСХА |
Кафедра педагогики, психологии и социологии |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Время и место проведения |
Ответственные за проведение |
16. |
Мониторинг качества образовательной деятельности в интегрированной системе ССУЗ-ВУЗ. Создание первой версии системы менеджмента качества подготовки специалистов для АПК |
В течение года |
НИЛ мониторинга БГСХА, колледжи |
17. |
Спортивный праздник (минифутбол, волейбол, дартс, перетягивание каната, легкая атлетика и др.) |
Май Спорткомплекс академии
|
Заведующий кафедрой физвоспитания и спорта, председатель спортивного клуба академии |
18. |
Сеанс одновременной игры в шахматы |
Май Спорткомплекс академии |
Руководитель шахматного клуба «Гамбит» |
19. |
Студенческий фестиваль «Академическая весна – 2009» |
Май Актовый зал ДК академии |
Директор ДК академии |
ПОДГОТОВКИ РУКОПИСЕЙ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
ДЛЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
№ п/п |
Наименование учебного пособия |
Авторы |
Год подготовки рукописи |
1. |
Растениеводство |
Коллектив авторов |
2009 |
2. |
Практикум по акушерству, гинекологии и биотехнике размножения животных |
Медведев Г.Ф. Кузьмич Р.Г. |
2009 |
3. |
Сельскохозяйственные мелиорации |
Желязко В.И. Лагун Т.Д. Баранова Н.П. |
2009 |
4. |
Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность движения (учебник, 3-е издание) |
Бершадский В.Ф. Дудко В.И. Дудко Н.И. |
2009 |
5. |
Сельскохозяйственные машины (2-е издание) |
Петровец В.Р. Чайчиц Н.В. |
2009 |
6. |
Управление сельскохозяйственной техникой |
Петровец В.Р. Гайдуков В.А. Дудко Н.И. |
2009 |
7. |
Организация и планирование про-изводства |
Хроменкова Т.Л. Мелех В.А. |
2009 |
8. |
Товароведение |
Краснова Л.И. Новикова А.Н. |
2009 |
9. |
Налоги и налогообложение |
Лабурдова И.П. Язкова Г.В. |
2009 |
10. |
Теория анализа |
Миренкова Г.В. Молчанов А.М. |
2009 |
11. |
Технология послеуборочной обработки и хранения продукции растениеводства |
Цык В.В. |
2010 |
12. |
Агрохимия |
Вильдфлуш И.Р. Кукреш С.П. Цыганова А.Р. Лапа В.В. |
2010 |
№ п/п |
Наименование учебного пособия |
Авторы |
Год подготовки рукописи |
13. |
Гидротехнические сооружения |
Нестеров М.В. Черный А.И. |
2010 |
14. |
Сельскохозяйственное водоснабжение |
Боровиков А.А. Васильева Н.В. Лейко Д.М. Хомякова А.Н. |
2010 |
15. |
Техническая механика |
Желязко В.И. Бобер О.А. Дятлов В.В. |
2010 |
16. |
Машины для обслуживания мелиоративных систем |
Мажугин Е.И. |
2010 |
17. |
Современная сельскохозяйственная техника |
Клочков А.В. Попов В.А. |
2010 |
18. |
Организация материально-техни-ческого обеспечения АПК |
Хитрюк В.А. |
2010 |
19. |
Геология, гидрогеология и мелиоративные изыскания |
Вихров В.И. Боровиков А.А. |
2011 |
20. |
Насосные станции на мелиоративных системах |
Лейко Д.М. Боровиков А.А. Хомякова А.Н. |
2011 |
21. |
Одноковшовые экскаваторы для мелиоративного строительства |
Купченко А.И. Мажугин Е.И. Казаков А.Л. Горелько В.М. |
2011 |
22. |
Семеноводство многолетних трав |
Янушко С.В. Петренко В.И. Алехина Ю.В. |
2011 |
23. |
Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях |
Клипперт Е.Н. Чечеткин А.С. |
2011 |
24. |
Земледелие, почвоведение и мелиорация (учебник) |
Прокопович в.Н. Дудук А.А. Трапков С.И. |
2011 |
СОСТАВ
Координационного совета
сельскохозяйственной ассоциации
«АграрноЕ образование, наука и производство»
КУРДЕКО Александр Павлович
|
– председатель Совета, ректор Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор ветеринарных наук, профессор |
СЕРГЕЕВ Валерий Сергеевич |
– заместитель председателя, первый проректор Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат технических наук, доцент |
КИРЕЕВ Андрей Леонидович |
– секретарь, заместитель начальника учебно-методического управления Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» |
ТУРЧАНОВ Сергей Олегович |
– начальник учебно-методического управления Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат сельскохозяй-ственных наук, доцент |
СОЛЯНИК Александр Владимирович |
– проректор по учебно-воспитательной и информационной работе Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор сельскохозяйственных наук, доцент |
ЧЕЧЕТКИН Александр Сергеевич |
– проректор по повышению квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат экономических наук, доцент |
ГАВРИЧЕНКО Николай Иванович |
– проректор по научной работе Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор сельскохозяйственных наук, доцент |
САСКЕВИЧ Павел Александрович |
– проректор по заочному обучению Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент |
БЛОХИН Николай Григорьевич |
– директор РУП «Учхоз БГСХА» |
КОМЧЕНКО Степан Иванович |
– директор Учреждения образования «Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича» |
БОРИСЕНКО Тамара Владимировна |
– директор Учреждения образования «Смольянский государственный аграрный колледж» |
БЕЛЫЙ Владимир Владимирович |
– директор Учреждения образования «Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж» |
ЖИГАЛКО Николай Михайлович |
– директор Учреждения образования «Климовичский государственный аграрный колледж» |
КУПРЕЙЧИК Владимир Михайлович |
– директор Учреждения образования «Смиловичский государственный аграрный колледж» |
КНЯЗЮК Николай Иванович |
– директор Учреждения образования «Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е. Клещева» |
РЕКОМЕНДАЦИИ
КОНФЕРЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
АССОЦИАЦИИ «АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА
И ПРОИЗВОДСТВО»
22 декабря 2008 г.
Заслушав и обсудив доклады, сообщения и информации участников Ассоциации по проблемам управления качеством аграрного образования в вузах и колледжах и осуществления совместной инновационной деятельности, конференция рекомендует:
1. Совершенствовать профориентационную работу среди учащихся колледжей, придав ей плановый характер.
2. Обмениваться информациями о выпускниках колледжей, поступивших в ВУЗ по НИСПО.
3. Просить Министерство образования Республики Беларусь:
– продлить на 3 дня срок подачи документов для поступления в аграрные учебные заведения;
– предусмотреть льготы при приеме в ВУЗ для победителей республиканских олимпиад среди учащихся аграрных колледжей;
– отменить для выпускников аграрных колледжей представление в ВУЗ сертификата по белорусскому (русскому) языку.
4. Просить Главное управление образования, науки и кадров Минсельхозпрода Республики Беларусь восстановить прием по НИСПО на специальность «Мелиорация и водное хозяйство» в количестве 15 человек.
5. Оказывать действенную помощь колледжам в решении кадровых проблем (направление лучших выпускников вуза в колледжи на преподавательскую работу, стажировки преподавателей колледжей в РУП «Учхоз БГСХА» с выдачей сертификата о повышении квалификации, переподготовка преподавателей колледжей по специальности «Педагогическая деятельность» на ФПК БГСХА по заочной форме обучения).
6. Создать авторские коллективы по написанию учебников и учебных пособий для учащихся колледжей по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Практиковать создание электронных учебных пособий и учебных видео-фильмов.
7. Принимать участие в разработке и рецензировании учебных программ для колледжей, организовывать выставки учебно-методической литературы, высылать Участникам Ассоциации один экземпляр изданных в БГСХА учебно-методических пособий, лекций и методических указаний с учетом профиля данного колледжа.
8. Совершенствовать и развивать работу по проведению олимпиад среди учащихся колледжей.
9. Ежегодно проводить совместные мероприятия по воспитательной, культурно-массовой и спортивной работе среди учащихся и студентов по планам Участников Ассоциации.
10. Развивать в рамках Ассоциации комплексные мониторинговые исследования качества образовательного процесса в целях диагностирования и своевременного устранения выявленных несоответствий.
11. Считать целесообразным участие высококвалифицированных сотрудников академии (деканов, профессоров, заведующих кафедрами) в итоговой аттестации выпускников аграрных колледжей в качестве председателей ГЭК.
12. Открыть web-site сельскохозяйственной ассоциации «Аграрное образование, наука и производство».