тел/факс +375223378274
email: kancel@baa.by
Адрес: 213410,
Могилевская обл.,
г. Горки, ул. Мичурина, 5
Обратная связь
05.07.2023

О нас пишут

О наc пишут

СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ

Агрономическое образование. Зачем?

Одни бегут в IT, а я оттуда в сад. Теперь дизайнер с приставкой «агроном».

Мало считывать  формы, разбираться в цветах и видеть плоскость земли сеткой, важно понимать живые процессы, а это касается растений и почвы. Можно заниматься самообразованием, но куда эффективнее получить классическое образование по этому профилю. У меня имелся неплохой трамплин и регалии «сертифицированный садовник». Так что с разбегу и головой вниз в пучину новой профессии – это не про мой случай. Любовь к садам и растениям развивалась постепенно и только крепчала со временем. Соответственно, поступление на агрономический факультет – это скорее закономерный итог.

Одно дело понимать, чего хочешь, другой вопрос, где это получить? Будем предельно честными, есть некоторые стереотипы вокруг агрономического образования и этой профессии в целом. Не зря я упомянула с самого начала сферу IT. Закройте глаза и представьте, как выглядит и чем живет «айтишник»  и теперь пофантазируйте на тему «агрария». И знаете, что? Ни первый,  ни второй образ не является истинно верным: на первых я насмотрелась в жизни, на других посчастливилось наткнуться в youtube. Хипстером можно быть, как в офисе с чашкой кофе, так и за трактором John Deere (достаточно подсмотреть за буднями фермеров Канады, США, Германии).

Агротехнологическое направление является перспективным, хоть и стоит в тени разрекламированной на каждом углу IT-сферы: попробуйте прожить пару дней без приложения/интернета и без еды (приоритет очевиден). Если со стереотипами извне получилось побороться, то остаются ограничивающие установки в рекламных материалах самих вузов. Агрономическое образование применимо не только в государственных агрокомплексах, которые по привычке в народе именуют «колхозами». За пределами остаются садовники, специалисты по Потаже, частные фермеры, питомниководы и, наверняка, кто-то еще из неприходящих сразу на ум.

Я рассматривала два варианта: сельскохозяйственную академию в Горках (БГСХА) и Минский аграрный университет (БГАТУ). Выбор исключительно был в пользу дисциплин и квалификации, которые более релевантны для меня в Горках. До поступления запросила полный план обучения, в котором оказались интересующие темы: ботаника, почвоведение, физиология и биохимия растений, сельскохозяйственная микробиология, агрохимия, энтомология, земледелие, плодоводство, луговодство, биоинженерные технологии в овощеводстве, фитопатология, лекарственные растения, овощеводство, биотехнологии, селекция и семеноводство, сертификация и обращение органической продукции, сельскохозяйственная экология.

Если искать возможности, а не закапывать себя в причинах «почему не», то даже в белорусских вузах можно найти необходимое. Мне, как лицу заинтересованному, удалось побывать в двух лабораториях по исследованиям генетического материала. Опять же, кому действительно это интересно, можно найти возможность туда попасть, хотя не все студенты, наверное, и знают о существовании таковых в БГСХА. В первой можно увидеть, как выглядит генетический паспорт растения. Зачем это нужно? Допустим, вы – фермер, закупаете семена кукурузы, но как понять, что оплатили именно за тот сорт и не будет сюрприза в конце сезона? Ну как вы догадались, для этого и существуют такие лаборатории, ведь риск просто огромен. Приехавшая партия мило ждет, пока вы получаете результаты тестовой выборки. К слову, почему не стоит недооценивать Горки: всего таких лабораторий 9 в Беларуси, а тут находится координационный центр, в который приезжали учиться и перенимать опыт сотрудники Россельхознадзора. Просто вдумайтесь, мы маленькая скромная страна, у которой есть ценные кадры и технологии, о которых мы не знаем или даже просто не интересуемся.

Во второй лаборатории ведутся генетические научные исследования. Так как при Aкадемии занимаются выведением сортов и гибридов, то тут есть возможность отследить гены на устойчивость к тем или иным заболеваниям, например, как в работе над сортом «Желтый жемчуг» (в графе ценных аллелей обозначено как Ph-3).

Если кратко описать процесс, то идёт центрифугирование биологического материала, который далее помещают на подложку из агарозного мутагенного геля, окрашенного бромистым этидием,  пропускают всё это через электрофорез, получают электрофореаграмму. Общий принцип основан на том, что фрагменты ДНК мигрируют в геле под воздействием сил электрического тока: более короткие молекулы двигаются быстрее и более длинные, соответственно, медленнее, так как задерживаются в геле. Этот результат как раз и виден на снимке.

Если продолжить тему о выведении сортов и гибридов сотрудниками Академии, то показательной будет светопанель с этими запатентованными наработками в выставочном зале филиала Национального банка генетических ресурсов растений Республики Беларусь. Для общего понимания: в Беларуси 11 научно-исследовательских центров и 2 вуза входят в сеть по сохранению, пополнению и изучению биоразнообразия хозяйственно полезных растений и как раз в Горецкой академии дублетное хранилище Национального банка. Выведенные сорта растений в форме семян можно купить в розницу.

Любителям растений будет интересно попасть в оранжерею и сам Ботанический сад, который основан в 1847 году. В оранжерее 450 видов растений. Часть из них доступна для продажи (около 120 видов). Цены на них вполне приемлимые и даже ниже рыночных. Единственный явный минус, что влажность порядка 90% распространена на всю оранжерею, в которой находятся и растения-ксерофиты (засушливых мест обитания).

Есть и другие теплицы, предназначенные для размножения растений. Большую часть составляют однолетники для озеления территории Академии. Что-то размножают черенками, что-то — семенами. Здесь же зимуют агавы и каллы, которые летом выносят в парадный цветник.

При Рытовском огороде (опытное поле) находится теплица с рассадой овощей, непосредственный доступ к которой имеют студенты. Те, кто пишет дипломные работы, занимаются своей культурой от посева до сбора урожая. Этот участок назван в честь профессора М. Рытова (1846-1920). Он организовал ботанический питомник, в котором испытывал различные сорта сельскохозяйственных культур, работал над изучением новых приемов агротехники. В библиотечном фонде редких книг можно найти рукописи, личные заметки с вырезками из разных журналов, его книги и зарисовки. В музее истории БГСХА, на мой взгляд, очень хорошо воссоздали его рабочее место, которое можно долго рассматривать. В целом два первых зала экспозиции точно стоит посетить, они посвящены XIX — нач. XX в. Сохранились фотографии корпусов, преподавателей, студентов, в частности снимки Сигизмунда Юрковского, знаменитого фотографа и изобретателя шторно-щелевого затвора (1833-1901).

С учетом того, что я по первой профессии дизайнер и долгое время работала с вёрсткой книг и журналов, отдельное удовольствие рассматривать шрифтографические приемы XIX века. В фонде редких изданий есть книги и журналы по садоводству и огородничеству 1842, 1847, 1881 годов. При желании можно в читательском зале по предварительному запросу поработать с этой литературой. Интересный факт, что во время Второй мировой войны, и непосредственно во время оккупации Горок, большое количество изданий было вывезено из библиотеки в Германию. Специально сюда запрашивали специалиста, который отбирал ценные книги (много профильной передовой литературы было написано на немецком языке). К счастью, в 2010 году из Немецкого библиотечного фонда часть изданий  вернулась в родные стены. Книги были хорошо сохранены благодаря условиям, в которых находились. Кроме эксклюзивных исторических материалов, можно взять хорошие современные издания по садоводству, в том числе зарубежных авторов.

Академия была основана ещё в 1840 году, но атмосфера места сохранилась, невзирая на то, что многое было разрушено из-за бомбежек во время Второй мировой войны. Что-то, к счастью, уцелело и  находится под охраной, как «Историческая ценность». Корпусы сосредоточены в одном месте, получается такой студенческий город в городе. Сюда точно стоит приезжать летом, как в туристическое место Беларуси, для прогулки среди сохранившейся архитектуры XIX века и зеленых насаждений.

Подытожу. Мы склонны недооценивать и обесценивать то, что имеем. Вместо этого стоит интересоваться, чем мы уникальны, какие возможности есть даже в небольших городах, какие специалисты и преподаватели есть в вузах Беларуси. Бывает, мы ищем счастье где-то далеко, а оно находится у нас буквально под носом.

Сайт газеты «Маяк» г. Берёза от 31 мая 2023 года.