Ознакомление с маркетинговой деятельностью многопрофильного сельскохозяйственного предприятия ОАО «Александрийское»
16 апреля 2019 года по предложению маркетолога Мартюховой Натальи Александровны, выпускницы специальности «Маркетинг» УО «Белорусской государственной сельскохозяйственной академии», и по приглашению директора предприятия Андрея Владимировича Кузьменко кафедрой маркетинга было организовано выездное занятие студентов факультета бизнеса и права специальностей «Маркетинг» и «Коммерческая деятельность» на многопрофильный сельскохозяйственный комплекс ОАО «Александрийское».
В соответствии с планом, целью выездного учебного занятия было обсуждение актуальных для ОАО «Александрийское» проблем в области маркетинга и разработка предложений по их креативному, своевременному и эффективному решению будущими маркетологами.
Началось выездное занятие с посещения Купаловского мемориального заповедника «Левки», где находилась дача известного белорусского писателя Янки Купалы. Общая площадь заповедника составляет около 19 га, а сам заповедник является филиалом Государственного литературного музея Янки Купалы.
Студенты ознакомились с той территорией, на которой предприятие не только осуществляет производство, но и позиционирование, а также рыночное продвижение выпускаемой продукции.
Далее студенты посетили центр городского поселка Копысь – Петровский Вал. Остановка в Копыси была неслучайной, ведь Копысь – малая Родина нашего Президента. Городской поселок Копысь с развитой инфраструктурой, благоустроенными улицами, объектами социально-культурного назначения является прототипом «деревни будущего», концепция которой разработана Правительством.
Выездное занятие со студентами продолжилось в Александрийской средней школе, которую в 1971 г. окончил Президент Республики Беларусь Лукашенко Александр Григорьевич. У студентов была возможность посидеть за партой Президента нашей республики и оценить возможные варианты осуществления связей с общественностью в маркетинговых целях предприятия на территории данной местности.
После посещения памятных мест, состоялась обзорная экскурсия по территории ОАО «Александрийское», протяженность которой составляет 40 км. По всей территории на достаточном удалении друг от друга расположены структурные подразделения предприятия, занимающиеся различными видами деятельности: возделывание зерновых культур, выращивание и хранение фруктов, выращивание грибов «Вешенки», производство молока, говядины, свинины, мяса птицы, яиц, разведение рыбы в собственных водоемах, переработка мяса, оптовая и розничная торговля. Студенты изучили сложные производственные и сбытовые взаимосвязи в материальных потоках подразделений предприятия.
Предприятие занимается растениеводством в основном для обеспечения отрасли животноводства собственными кормами. Для этого в ОАО «Александрийское» функционируют два современных цеха по производству сухих кормов для КРС, свиней и птицы.
На территории предприятия функционирует 6 молочно-товарных комплексов, оснащенным высокотехнологичным оборудованием и роботизированными доильными установками.
На предприятии также имеется свиноводческий товарный комплекс «Староселье», производственные мощности которого составляют 50 тыс. голов на откорме в год. В условиях ограничения экспортных поставок свинины в Российскую Федерацию данная продукция используется для производства колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, реализуемых на внутреннем рынке Республики Беларусь.
Птицефабрика ОАО «Александрийское» осуществляет замкнутый цикл производства и включает в себя цех ремонтного молодняка, цех родительских форм бройлеров, цех инкубации и цех по откорму цыплят-бройлеров. Продукция птицеводства, произведенная в данном предприятии, пользуется большим спросом у потребителей Могилевской и Витебской областей и активно продвигается на рынки других областей Беларуси.
Жемчужина ОАО «Александрийское» – яблоневый сад, площадь которого составляет 285 га, 57 из которых занимает черная смородина. Хранятся яблоки на комплексе по хранению и реализации яблок в холодильных установках. На момент посещения фруктохранилища студенты наблюдали результаты эффективного сбыта яблок, остатки которых были совершенны незначительными.
На предприятии также представлено форелевое хозяйство, в искусственных бассейнах которого разводят радужную форель. В искусственных водоемах разводят карпа, белого амура и толстолобика. Продукцией рыбоводства обеспечивается потребность населения близлежащих районов.
Переработка мясного сырья составляет более 500 тонн ежемесячно. Ассортимент выпускаемой продукции более 250 наименований, в т.ч. 50 видов полуфабрикатов. Переработка мяса является главным источником доходов предприятия.
По пути на основной объект выездного занятия студенты посетили «Трофимову криницу». В магазине фирменной торговли «Крыничка», расположенной в деревне Александрия-2, состоялось обсуждение изученных проблем и упускаемых из виду возможностей в мерчендайзинге, организации каналов сбыта, характеризующихся высокой оборачиваемостью, а также продвижении продукции ОАО «Александрийское» на рынке.
Подводя итоги, Наталья Александровна предложила студентам пройти практику на предприятии и внести свой вклад в развитие бренда и марочной политики предприятия. ОАО «Александрийское» одно из самых крупных сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь. Рекламный слоган предприятия «Вяртанне да вытокау» заявляет, что у всех нас одна история и именно от нас зависит ее будущее.
Студенты факультета выражают благодарность ректорату Академии, деканату факультета бизнеса и права, преподавательскому составу кафедры маркетинга, а также Наталье Александровне Мартюховой за организацию и проведение практикоориентированного выездного занятия.