тел/факс +375223378274
email: kancel@baa.by
Адрес: 213410,
Могилевская обл.,
г. Горки, ул. Мичурина, 5
Обратная связь
13.05.2021

Профориентация

«ПОГРУЖЕНИЕ» В ПРОФЕССИЮ АГРАРИЯ

На протяжении недели, с 3 по 7 мая, УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» организовал на базе БГСХА очередные курсы повышения квалификации педагогических работников Могилевщины, которые непосредственно работают в профильных классах аграрной направленности. Главной темой учебы на этот раз стали научно-методические основы функционирования агроклассов.

Судя по отзывам многих преподавателей, эти пять дней буквально потрясли их. Именно такими словами больше века назад описал собственные пережитые чувства американский журналист Джон Рид в своей книге «Десять дней, которые потрясли мир». Они, если кто не знаком с произведением, о событиях Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в России, свидетелем которых был и автор.

Таким ярким открытием для слушателей курсов стало и детальное знакомство со старейшим аграрным вузом не только Союзного государства Беларуси и России, но и СНГ. И если факультативные занятия, которые они ведут в школе, называются введением в аграрные профессии. То здесь, в Горках, в этой «жемчужине аграрного образования», педагоги буквально «погрузились» в профессию, которую незаслуженно недооценивают в обществе. Занятия были спланированы таким образом, что слушатели стажировки своими глазами увидели, как готовят в БГСХА высококвалифицированных специалистов, диплом которых котируется в десятках стран мира.  А лекции ученых позволили сделать вывод о высоком уровне профессионализма профессорско-преподавательского состава. Современная материально-техническая база, направленная на практико-ориентированную подготовку специалистов АПК, вместе с современными условиями проживания и досуга, создают для абитуриентов преимущества, о которых могут только мечтать даже многие западные университеты.

Неподдельный интерес к учебе слушателей постоянно проявляют ректор БГСХА Виталий Викторович Великанов, директор института по повышению квалификации и переподготовке кадров Александр Сергеевич Чечёткин, деканы факультетов, руководители ряда структурных подразделений вуза, от работы которых зависит создание комфортных условий. В хорошем смысле в «опекуна» над педагогами на весь период их учебы в академии превращается и начальник отдела профориентационной работы Андрей Анатольевич Горновский. Тематика дискуссий, проведенных во время занятий в академии, поможет преподавателям точнее сформулировать научно-методические основы функционирования агроклассов. И, как рассчитывают в самом вузе, более эффективно мотивировать ребят на выбор профессии.

Нам удалось поговорить с многими слушателями. Наталья Михайловна Хоруженко работает заместителем директора по воспитательной работе в ГУО «Овсянковская средняя школа Горецкого района». Педагогический стаж – больше четверти века. Считает, что идея создания агроклассов своевременная. Ученикам ее школы повезло, потому что рядом такое уникальное учебное заведение, как БГСХА. А на базе СШ №2 города Горки больше пяти лет реализуется проект «Малая академия». Основную учебную нагрузку в нем также взяли на себя преподаватели БГСХА. Всё это также позволяет сельским школьникам более осознанно выбирать будущую профессию. Заинтересованно подходят к этому и в самом хозяйстве – КСУП «Овсянка» имени И.И.Мельника», на центральной усадьбе которого расположена школа. Но, как посетовала Наталья Михайловна, родители выпускников не всегда настроены на то, чтобы их дети учились в аграрном вузе и вернулись работать в деревню.

Хотя Овсянку еще с советских времен деревней назвать сложно. Уже в те годы она была занесена на ВДНХ СССР – за «стирание граней» между городом и селом. Эта земля многим обязана бывшему председателю колхоза «им.17-й партсъезда», выпускнику Белсельхозакадемии, Герою Социалистического Труда Ивану Игнатьевичу Мельнику. У него была своя «методика» профориентации. И начиналась она с колхозного детского садика. Продолжалась в местной школе с бассейном, которую построило хозяйство за свои деньги. Иван Игнатьевич лично уделял этому вопросу большое внимание. Он знал местных ребятишек по именам, обращался к ним уважительно по отчеству, здоровался по-взрослому за руку. В хозяйстве-миллионере трудились в основном местные специалисты. И даже был среди них конкурс. Сегодня бронзовый бюст И.И.Мельника установлен в центре агрогородка Овсянка. Но, оказывается, «деревенское мышление» у некоторых современных жителей осталось. Даже несмотря на современный уровень развития сельхозпроизводства, которое не иначе, как агробизнесом, назвать сложно.

Учительница ГУО «Александрийская средняя школа Шкловского района» Анна Николаевна Табэрко гордится тем, что работает на малой родине первого Президента независимой Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко. Проживает она в г.п.Копысь, Оршанского района, Витебской области. Этот небольшой населенный пункт с легкой руки журналистов называют «деревней будущего». Копысь –  тот эталон, на который должны равняться и равняются сельские населенные пункты республики.  В 2006 году Анна закончила с отличием агрономический факультет БГСХА. А во время стажировки стала свидетелем того, что образовательный процесс в вузе за такой короткий период также претерпел большие изменения в лучшую сторону. Это радует. Но она согласна с коллегой из г.Кричева Ириной Сергеевной Киселевой, которая преподает биологию в ГУО «Средняя школа №8» райцентра. Обе в восторге от тех знаний, которые получили на курсах повышения квалификации в БГСХА.  И от тех условий, которые созданы здесь для студентов. Но, считают, что программа агроклассов достаточно сложная. Не рассчитана на школьный уровень. Анна Николаевна признается, что ей проще, поскольку она «это уже проходила». В агроклассах, по их мнению, не хватает таблиц, лабораторного оборудования и других дополнительных материалов для проведения занятий. Особенно, когда речь идет о таком современном направлении в аграрном образовании, как биотехнология. Одним словом, организация факультатива предполагает несколько другой подход. Способный не только заинтересовать школьника, но и создать возможность для его «погружения» в будущую профессию агрария.

И.С.Киселева работает с агроклассами третий год. За это время четыре раза посещала БГСХА, в том числе и с учениками. «Условия шикарные, – детям также здесь всё нравится». Она видит в организации такой формы профориентации большой плюс. Это помогло ребятам школы в прошлом году получить сразу два диплома – за второе и третье места в Международном конкурсе «Золотой колосс», который проводила академия.  А в этом году у них новый результат. Кричевские школьники под руководством Ирины Сергеевны, ее коллеги Инны Валерьевны Ивкиной и ученика Матвея Туровца стали победителем Республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» в номинации «Агропромышленный комплекс». Их амбициозный проект называется «Фрутсы, джерки, пастила – здоровая и полезная еда». Слушая этих влюбленных в свою работу и детей учителей, не перестаешь удивляться, какими талантами славится земля белорусская. И как много разных открытий нас ждет еще впереди!

Но «за кадром» всей этой масштабной работы по профориентации сегодняшних школьников пока остается без ответа главный вопрос: помогут ли ее диалоговые площадки «работе над ошибками»? И каким будет результат еще одного года реализации нового проекта по созданию в стране агроклассов? Для ответов на эти и другие вопросы времени остается немного.

В один из дней ректор Виталий Викторович Великанов внес коррективы в свой рабочий график, чтобы еще раз встретиться со слушателями курсов. Вместе с ними он посетил ряд инновационных объектов. В том числе и рыбоводный комплекс, который стал не только современным образовательным, но и научно-исследовательским центром для этой отрасли.

На память об учебе В.В.Великанов вручил каждому слушателю подарочный экземпляр «Летописи БГСХА», подготовленный к 180-летию основания академии. Как знать, возможно, кто-то из сегодняшних учеников агроклассов продолжит ее новые страницы.

Людмила ГОНЧАРОВА.
Фото Александра ГУРИКОВА.

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация

Профориентация