тел/факс +375223378274
email: kancel@baa.by
Адрес: 213410,
Могилевская обл.,
г. Горки, ул. Мичурина, 5
Обратная связь
12.10.2020

Когда время не властно

Десятилетиями он встречал робких первокурсников, пришедших получать специальность  на факультет механизации сельского хозяйства. Десятилетиями смотрел вслед счастливым молодым людям, только что получившим дипломы. Провожал поколение за поколением, задумчиво глядя на суету вокруг себя. Как старец, умудренный опытом, который уже все увидел в своей жизни, не ожидает ничего нового и тихо доживает свой век.

Победа

Трактор «Универсал-2» на постаменте возле учебного корпуса № 8.

Казалось, что он так и будет стоять на постаменте, который для него сделали люди в знак памяти о его далекой трудовой деятельности. Уже ушло на покой то поколение трактористов, которое прокладывало на нем борозду за бороздой. Куда ему тягаться с современной энергонасыщенной техникой. Только и осталось, что стоять на пьедестале, встречая и провожая молодых парней, которым выпало работать на современных тракторах. ОН – это трактор «Универсал-2», 1954 года выпуска, стоящий перед учебным корпусом № 8 факультета механизации сельского хозяйства.

Но он сильно ошибался, думая, что так и закончит свой век, стоя у входа учебного корпуса, что больше не заурчит его двигатель и не завращаются колеса. Молодые, шустрые ребята не просто проходили  мимо его. Они подходили, смотрели, сравнивали. И почти у каждого рождалась мысль: а как бы попробовать его завести, а как бы на нем проехать? И вот 7 сентября появился рядом с нашим трактором погрузчик, а вместе с ним целая группа энтузиастов, готовых предложить свои руки и знания для восстановления трактора.

Победа

Снятие трактора «Универсал-2» с постамента.

Дружно закипела работа. Каждому нашлось дело. Даже по ночам не оставался «Универсал» в одиночестве. Такого внимания к своей персоне наш старожил факультета никак не ожидал. Его разбирали по частям умелые руки в двух корпусах факультета механизации сельского хозяйства. Двигатель разбирался в учебном корпусе № 2 под руководством ассистента кафедры технического сервиса и общеинженерных дисциплин Миронова Виталия Сергеевича и заведующего лабораторией Сафонова Александра Владимировича.

Ох и не хотел двигатель, который не заводили более 60 лет разбираться, болты и гайки отворачивались с большим трудом, но это только полбеды. Когда была снята головка блока цилиндров, перед глазами открылась такая картина, что надежда завести мотор начала таять на глазах: в цилиндрах было столько ржавчины, что не передать словами. Чугунные поршни намертво приржавели к гильзам, и сдвинуть их не представлялось возможным.

Победа

Ржавчина в гильзах цилиндров.

Впору, конечно, опустить руки и даже не пытаться разбирать двигатель дальше, так как появилось мнение, что это – груда хлама, и его пора сдать в металлолом. Но здесь на помощь пришел выпускник факультета механизации сельского хозяйства 2011 года, директор ООО «ПРОМОТОР» Котов Василий Сергеевич. Посмотрев фотографии, поставил диагноз, который не мог не радовать. Сказал: «Ничего критического не вижу, привозите – заведем!»

И работа по разборке двигателя продолжилась. Почти неделя понадобилась, чтобы отмочить приржавевшие детали и разобрать двигатель до винтика, а потом передать в Могилев в ООО «ПРОМОТОР». Так 16 сентября двигатель поехал в Могилев.

Параллельно восстановительные работы ходовой части трактора проводились в  учебном корпусе № 8 под руководством старших преподавателей Петрусенко Владимира Савельевича и Гусарова Ивана Владимировича. Сначала трактор был разобран студентами Романовым Павелом Сергеевичем, Зиновенко Романом Андреевичем и многими другими ребятами, которые принимали участие в этих работах.

Все детали  тщательно чистились, смазывались, приводились в рабочее состояние. Некоторые недостающие запчасти искали по всей стране. Так, магнето в единственном экземпляре оказалось в Сморгони. Его прислали почтой, и оно пришло ровно в срок. Другие детали точили сами, и здесь пригодился богатый опыт и инженерное мастерство Петрусенко Владимира Савельевича.

Когда ходовая трактора была технически исправна, дело подошло к покраске. И здесь в работу включились студенты 3 курса 5 группы Забело Михаил, Дядюля Артем, Кугач Дмитрий, Михалкин Владислав, Мурашко Андрей, Самута Максим и другие студенты факультета, которые уже восстанавливали трактор Т-40. Перед этими ребятами стояла практически невыполнимая задача. На колесах, раме лежал не один слой краски. На протяжении 10 дней счищалась краска, металлические щетки сдавались одна за другой.

Победа

Очистка элементов трактора от краски.

Щетки сдавались, но только не ребята, упорства и сил им было не занимать. Эти парни проделали титанический труд, слой за слоем они очистили всю краску с нашего «Универсала».

Победа

Очищенный остов трактора.

Восстановить трактор, не потратив ни рубля, невозможно. А тем более такой старый, требующий больших вложений. И тут на помощь пришёл ещё один выпускник нашего факультета, директор ЧПУП «ВасЛес» Кокиц Сергей Петрович. Он самоотверженно оплачивал счет за счетом, не считался с материальными затратами. Именно благодаря ему была приобретена краска и недостающие технические детали для трактора. Надо быть фанатически преданным мехфаку человеком и очень сильно любить технику, чтобы так бескорыстно помогать в восстановлении сельскохозяйственных машин. С помощью этого человека уже получил вторую жизнь «Т- 40». И идея создания выставки действующей ретро техники тоже принадлежит ему.

К покраске приступили 26 сентября мастер производственного обучения Гавриленко Игорь Викторович и старший преподаватель кафедры сельскохозяйственных машин Гусаров Иван Владимирович совместно с деканом факультета. Если кто-то думает, что  покрасить трактор – это легко, то это совсем не так, тем более трактор красился в три разных цвета, которые выбрала Исаченко Марина Викторовна.

Победа

Цвета для покраски трактора Универсал-2.

Покраска, начавшаяся в 11 часов дня, закончилась только к 4 часам утра. Да, конечно, было тяжело, но зато результат радовал глаз, да еще как.

Победа

Победа

Покрашенный трактор.

И вот наведен внешний лоск, счищена краска, трактор загрунтован и покрашен. Но внешняя красота ничего не значит без красоты внутренней. Нужно было запустить сердце нашего героя – мотор.

Пока в Горках трактору придавали внешнюю красоту, в Могилеве Котов Василий Сергеевич совместно со своими сотрудниками Нестеровым Дмитрием Геннадьевичем, Красновым Евгением Валерьевичем, Цыганковым Александром Владимировичем, Ковалёвым Дмитрием Константиновичем, Царенком Максимом Михайловичем и Барадулькиным Сергем Михайловичем готовил детали двигателя. Они выточили гильзы, подобрали клапана, провели шлифовку головки блока цилиндров и самого блока. И это все для двигателя 1954 года выпуска. Когда все детали были готовы, на сборку двигателя в Могилев отправился Миронов Виталий Сергеевич вместе с деканом факультета.

Что хочется сказать про сборку двигателя – приятно работать с профессионалами своего дела. И не будет секретом то, что в процессе сборки возникали проблемы, Ведь много это или мало, но двигателю 66 лет, и время его не щадило. Но не ушли с рабочих мест после окончания смены сотрудники ООО «ПРОМОТОР» вместе с директором, который и сам после 9 часов вечера переоделся в рабочую одежду. К часу ночи двигатель был собран, но и здесь не обошлось без проблем: стартера на двигателе нет, заводится он рукояткой, которая осталась вместе с остовом в Горках. Но это не стало помехой, когда уже почти видишь результат своей работы и нужно только завести мотор. Новую рукоятку изготовили прямо на месте, пользуясь богатым инженерным опытом. Настало время оживить сердце трактора. В течение получаса двигатель не подавал никаких признаков, что он хочет ожить, но никто не сдался. И в два часа ночи мотор чихнул раз-другой и заработал. Даже на лицах тех, кто завел уже тысячи двигателей, было удивление и гордость за свою работу, ведь такого возрастного двигателя ремонтировать ООО «ПРОМОТОР» еще не приходилось.

Победа

Фото на память после сборки двигателя.

А к утру двигатель уже был доставлен в учебные мастерские академии. И тут же снова закипела работа. Умелые руки преподавателей и студентов собирали один механизм за другим.

Победа

Покрашенный двигатель трактора.

Подходили просто зеваки, кто-то не верил в успех, сомневался, а другие превращались в активных помощников и уже не уходили из мастерских. Терпенье и труд всё перетрут, – гласит народная пословица. Подтвердила она свою правдивость и на этот раз. Глубокой ночью второго октября 2020 года, когда все винтики, болтики, детали и детальки оказались на своих местах, наступил самый ответственный и самый напряженный момент: не были ли эти беспокойные дни и бессонные ночи напрасными? Как в операционной в хирургическом отделении больницы, у каждого была своя задача: один отвечал за мотор, другой за подачу топлива, Даргель Руслан снимал ответственный момент на видео. Закрутилась заводная ручка, пришел в движение мотор – и наш старичок-трактор сдвинулся с места. Он поехал! Не передать словами восторг всех, кто был в мастерской. Две недели напряжённого труда не были напрасными. Мы смогли, мы сделали это! Мы сумели победить время, вернуть жизнь 66-летнему трактору. После трёх недель напряжённого труда среди тех, кто работал над его восстановлением, уже не было ни преподавателей, ни студентов. Был просто сплочённый коллектив единомышленников, который восторженно аплодировал своей победе над временем.

Победа

Собранный трактор Универсал-2 (2 октября час ночи).

А на следующий день наш трактор-ветеран опять удивлялся. С самого утра его снова погрузили и куда-то повезли. «Неужели на постамент?» – с грустью думал он. Каково же было его удивление, когда он оказался на площадке возле Дворца культуры академии. И не просто оказался, а возглавил выставку сельскохозяйственной техники на празднике, посвященном 180-летию со дня основания академии.

Победа

Гордо стоял он впереди колонны, собирая вокруг себя зрителей, охотно урчал его мотор, крутились колёса, вызывая удивление у присутствующих и гордость у тех, кто его вернул к жизни. А рядом с ним стояли ещё два восстановленные тракторы-ветераны: Т-40 и ДТ-75. Причем ДТ-75 ребята покрасили за три дня одновременно с восстановительными работами «Универсала».

Победа

Тракторы, восстановленные студентами факультета механизации сельского хозяйства.

В настоящее время трактор, который можно назвать символом факультета механизации сельского хозяйства, трактор, на фоне которого фотографировались тысячи студентов и выпускников нашей академии, просто людей, не связанных с нашим ВУЗом, – ЖИВ!!!

Победа

В первом ряду слева н право: Самута Максим, Кугач Дмитрий;
во втором ряду слева направо: помощник Президента Республики Беларусь Бельский Валерий Иванович, Мурашко Андрей,
Гусаров Владимир Владимирович – декан факультета механизации сельского хозяйства, Забелло Михаил,
Великанов Виталий Викторович – ректор УО БГСХА, Михалкин Владислав.

Всего в восстановительных работах приняли участие около 100 человек. Это даже были не восстановительные работы, это было сотворение маленького чуда,  в которое верили единицы людей. Сдвинув с места трактор-легенду, студенты, сотрудники и преподаватели факультета механизации сельского хозяйства показали, что нет ничего невозможного, но только тогда, когда ты работаешь в команде и не сдаешься.

Хочется сказать огромное спасибо всем тем, кто приложил свои руки к «Универсалу» и сделал все, чтобы он снова жил.

Особые слова благодарности хочется выразить:

Котову Василию Сергеевичу – директору ООО «ПРОМОТОР»;

Кокицу Сергею Петровичу – директору ЧПУП «ВасЛес»;

Гусарову Ивану Владимировичу – старшему  преподавателю кафедры сельскохозяйственных машин;

Петрусенко Владимиру Савельевичу – старшему  преподавателю кафедры сельскохозяйственных машин;

Коцубе Виктору Иосифовичу – заведующему кафедрой технического сервиса и общеинженерных дисциплин;

Миронову Виталию Сергеевичу – ассистенту кафедры технического сервиса и общеинженерных дисциплин;

Сафонову Александру Владимировичу – заведующему лабораторией кафедры технического сервиса и общеинженерных дисциплин;

Гавриленко Игорю Викторовичу – мастеру производственного обучения;

Даргелю Руслану Сергеевичу – ассистенту кафедры технического сервиса и общеинженерных дисциплин.

Студентам: Забело Михаилу, Дядюле Артему, Кугачу Дмитрию, Михалкину Владиславу, Мурашко Андрею и Самуте Максиму.

Сотрудникам специализированного магазина «Автомир», Колосу Степану Владимировичу и Недосеко Максиму Александровичу.

Дерюжкову Алексею Владимировичу – главному бухгалтеру УО БГСХА.

А также тем, кто верил в нас и в то дело, которое мы делали. Ваша поддержка и вера очень сильно нам помогала.

Победа

Постамент трактора Универсал-2 (фото с сайта https://horki.info)

Теперь постамент останется без трактора. А может и не надо ему там стоять. Может, найдутся энтузиасты и  среди будущих скульпторов и их преподавателей, которые сумеют передать в скульптуре, которая займёт место «Универсала»,  стремление человека к усовершенствованию сельскохозяйственной техники. Ведь в этом предназначение  будущего инженера.

Владимир Гусаров, декан факультета механизации сельского хозяйства.