МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования
«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
Сельскохозяйственная ассоциация
«Аграрное образование, наука и производство»
Научно-исследовательская лаборатория мониторинга
и управления качеством высшего аграрного образования
Информационно-аналитический
бюллетень
Материалы конференции
сельскохозяйственной ассоциации
«Аграрное образование, наука
и производство»
ВВЕДЕНИЕ
Сельскохозяйственная ассоциация «Аграрное образование, наука и производство» создана на базе УО «БГСХА» в целях координации совместной образовательной и научной деятельности ее Участников. Задачей Ассоциации является создание оптимальных условий по обеспечению взаимодействия различных образовательных структур (профессионально-технические колледжи, колледжи, вузы) и организаций (научно-исследователь-ские учреждения, производственные предприятия).
Управление Ассоциацией осуществляют: конференция (уполномоченные представители ее Участников), Координационный совет и Председатель. На конференции заслушиваются отчеты Координационного совета о деятельности Ассоциации и определяются основные направления дальнейшей ее работы.
В соответствии с Уставом, 4 ноября 2009 г. была проведена вторая конференция Ассоциации, в которой приняли участие делегированные представители 24-х юридических лиц. На конференции были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:
– состояние и проблемы подготовки специалистов сельского хозяйства по непрерывной интегрированной системе профессионального образования;
– отчет о работе Ассоциации за 2008-2009 учебный год;
– план работы Ассоциации на 2009-2010 учебный год;
– итоги мониторинга (социологического опроса) по проблемам «Учащиеся первых и выпускных курсов аграрных колледжей», «Студент-первокурсник аграрного вуза».
По всем вопросам, вынесенным для обсуждения на конференции, были приняты соответствующие решения и рекомендации.
В данном бюллетене содержатся материалы конференции предназначенные для участников сельскохозяйственной Ассоциации «Аграрное образование, наука и производство».*)
*) Итоги социологического опроса учащихся колледжей и студентов вузов опубликованы в информационно-аналитическом бюллетене № 8, 2009 г.
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ПО НЕПРЕРЫВНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На современном этапе модернизации образовательной системы предоставление услуг в сфере образования является одной из актуальных проблем, поскольку именно образование определяет мобильность и конкурентоспособность специалиста в быстроменяющемся мире, с учетом вариативности мировой экономики и спроса образовательного рынка.
Работодатель заинтересован получить мобильного, обладающего базовыми и специальными компетенциями специалиста.
Повышение качества является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед современным образованием. От ее решения зависит проведение успешной модернизации образования, то есть пересмотр его целей, содержания и методов с учетом динамичных требований современной экономики и общества, а также обеспечение необходимых кадровых и материальных ресурсов.
В Беларуси повышение качества образования, наряду с расширением его доступности, является одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства. Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь к 2020 году предусмотрено выведение системы образования Беларуси «на уровень, соответствующий мировым стандартам».
Важнейшим направлением диверсификации учебных заведений является укрепление многофункциональности. В высшем образовании это предполагает существование и развитие, наряду с классическими университетами, разнотиповых вузов, обеспечивающих как академическую, так и профессиональную подготовку. Для обеспечения преемственности среднего специального и профессионально-технического образования с высшим и повышения их популярности среди молодежи явилось создание колледжей, выпускники которых имеют право продолжить обучение в вузе соответствующего профиля по сокращенной программе. В целом дальнейшая интеграция школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования способствует объединению учебных заведений разных уровней в систему непрерывного образования, доступную населению различных возрастов и социальных групп, повышению оперативности и мобильности профессиональной переподготовки.
НИСПО как форма обучения впервые возникла в системе аграрного образования в 1992 году (в качестве эксперимента в Гродненском с.-х. институте, приказ МСХиП № 80/130 от 25.05.1992 г.), а в БГСХА – в 1996 году. Первоначально поступать по НИСПО имели право выпускники средних специальных учебных заведений, окончившие их на «отлично», «хорошо» и «отлично», подготовленные для обучения на следующей ступени профессионального образования. На обучение в высшее учебное заведение они направлялись по рекомендации педагогического совета. В настоящее время ситуация изменилась и по НИСПО имеют право поступать все выпускники колледжей.
Необходимость рассмотрения данной проблемы возникла по причине сложной демографической ситуации в ближайшем будущем и возможном увеличении планов набора по системе НИСПО.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время, имеет некоторые негативные стороны.
В 2009 году план приема по НИСПО в БГСХА, за счет бюджетных средств, составил 140 человек (табл. 1). Происходит снижение плана набора с 170 в 2006 году до 140 человек в 2009 году. Такое снижение произошло за счет отсутствия набора на 2 специальности: «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства» и «Мелиорация и водное хозяйство», чему предшествовало отсутствие конкурса при наборе. По остальным специальностям набор оставался постоянным.
Таблица 1 – План приема на сокращенную форму обучения (НИСПО) в УО «БГСХА»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Агрономия |
25 |
25 |
25 |
25 |
Производство, хранение и переработка продукции растениеводства |
15 |
15 |
14 |
– |
Плодоовощеводство |
15 |
15 |
15 |
15 |
Зоотехния |
25 |
15 |
20 |
20 |
Техническое обеспечение процессов с.-х. производства |
25 |
25 |
25 |
25 |
Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ |
15 |
15 |
20 |
20 |
Мелиорация и водное хозяйство |
15 |
15 |
– |
– |
Экономика и управление на предприятии АПК |
15 |
15 |
15 |
15 |
Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
20 |
20 |
20 |
20 |
ВСЕГО |
170 |
160 |
154 |
140 |
Набор на сокращенную форму нельзя отрывать от общего набора на дневную форму обучения. В целом 2009 год оказался наиболее благоприятным по этим показателям. Однако тенденция подачи заявлений абитуриентами по системе НИСПО прямо пропорциональная. Если в 2007 году было подано 353 заявления, то в 2009 году всего 253, что на 100 меньше (табл. 2).
Таблица 2 – Количество поданных заявлений на дневное отделение УО «БГСХА» (бюджетная форма обучения)
|
План приема на 2009 год |
Подано заявлений | ||
2007 год |
2008 год |
2009 год | ||
ВСЕГО |
1016 |
1641 |
1434 |
1981 |
в т. ч. по НИСПО |
140 |
353 |
259 |
253 |
по основному потоку |
876 |
1288 |
1175 |
1728 |
из них по контракту |
120 |
106 |
94 |
178 |
из них выпускников ПО |
14 |
– |
– |
2 |
КОНКУРС |
|
1,60 |
1,41 |
1,95 |
С 2008 года по сокращенной системе обучения запланированы целевые места, количество которых в 2009 году составило 21. В условиях 2009 года удалось полностью выполнить план целевого набора по НИСПО.
Анализируя данные в разрезе специальностей НИСПО отмечается, что количество подаваемых заявлений по биологическим специальностям имеет низкий показатель. Особенно негативно на этом фоне выделяется специальность «Зоотехния», на которую конкурс за последние 2 года составил 0,7 и 0,65 человека на место соответственно, т.е. поступление велось на бесконкурсной основе (табл. 3). Невысокий конкурс отмечается в последние 2 года по специальностям «Агрономия» и «Плодоовощеводство». В 2009 году отсутствовал конкурс по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – 0,80 человека на место. Максимальным был конкурс по специальности «Техническое обеспечение процессов с.-х. производства» - 3,96. Причем за последние 4 года он не снижался менее чем 2 человека на место.
Таблица 3 – Количество заявлений и конкурс на специальности по сокращенной форме обучения (НИСПО)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год | ||||
кол-во заяв-лений |
кон-курс |
кол-во заяв-лений |
кон-курс |
кол-во заяв-лений |
кон-курс |
кол-во заяв-лений |
кон-курс | |
Агрономия |
27 |
1,08 |
60 |
2,48 |
40 |
1,60 |
43 |
1,72 |
Производство, хранение и переработка продукции растениеводства |
27 |
1,80 |
21 |
1,40 |
8 |
0,57 |
– |
– |
Плодоовощеводство |
12 |
0,80 |
23 |
1,53 |
18 |
1,20 |
19 |
1,27 |
Зоотехния |
14 |
0,56 |
30 |
1,93 |
14 |
0,70 |
13 |
0,65 |
Техническое обеспечение процессов с.-х. производства |
53 |
2,04 |
78 |
3,12 |
75 |
3,00 |
99 |
3,96 |
Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ |
22 |
1,47 |
42 |
2,80 |
31 |
1,55 |
41 |
2,05 |
П р о д о л ж е н и е т а б л. 3
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год | ||||
кол-во заяв-лений |
кон-курс |
кол-во заяв-лений |
кон-курс |
кол-во заяв-лений |
кон-курс |
кол-во заяв-лений |
кон-курс | |
Мелиорация и водное хозяйство |
20 |
1,33 |
12 |
0,80 |
– |
– |
– |
– |
Экономика и управление на предприятии АПК |
30 |
2,00 |
58 |
3,87 |
46 |
3,10 |
22 |
1,47 |
Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
58 |
2,90 |
27 |
1,37 |
31 |
1,55 |
16 |
0,80 |
В целом по НИСПО |
263 |
1,55 |
353 |
2,19 |
259 |
1,71 |
253 |
1,80 |
Отсутствие конкурса можно объяснить следующим:
1. Недостаточная мотивированность учащихся колледжей на поступление выпускников в ВУЗы и в частности в академию.
2. Необходимость сдачи централизованного тестирования по русскому (белорусскому) языку.
3. Совпадение сроков ЦТ со сдачей выпускного комплексного экзамена (по агрономическим специальностям).
4. Ранние сроки выпуска по экономическим специальностям;
5. Недостаточно эффективная профориентационная работа проводимая академией среди выпускников колледжей.
Недостаточно эффективная профориентационная работа проводимая академией среди выпускников колледжей;
Имеется и ряд других как объективных, так и субъективных причин.
Качественный состав абитуриентов, как уже отмечалось выше, несколько снизился. Так количество зачисленных абитуриентов имеющих «красный» диплом в 2008 году составило 19, а в 2009 году всего – 5 (табл. 4). Необходимо отметить, что в период проведения вступительных испытаний не было выставлено ни одной неудовлетворительной оценки, т.е. в целом знания абитуриентов соответствуют оценкам полученным в ССУЗах.
План приема во все ССУЗы Минсельхозпрода в 2007 году составил – 5704 учащихся (с обучением за счет бюджетных и личных средств), в 2008 году – 6036 и в 2009 году – 6122 соответственно. В том числе прием на
основе бюджета за последние 2 года составляет 4400 учащихся. В то время как план приема в ВУЗы по форме «НИСПО» составляет не более 500 человек. Имеются проблемы в колледжах с набором на специальность «Зоотехния».
Таблица 4 – Количество зачисленных на 1-й курс БГСХА по категориям абитуриентов
КАТЕГОРИИ АБИТУРИЕНТОВ |
2008 год |
2009 год |
Количество зачисленных абитуриентов, за счет бюджета |
1016 |
1016 |
в т.ч. по НИСПО |
182 |
129 |
по контракту |
98 |
120 |
вне конкурса (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) |
8 |
15 |
по льготам в соответствии с законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» |
137 |
111 |
окончили учреждения образования с медалью |
1 |
5 |
окончили учреждение образования с дипломом с «отличием» |
19 |
5 |
прошли довузовскую подготовку |
12 |
4 |
выпускники городских школ |
590 |
583 |
выпускники сельских школ |
244 |
289 |
выпускники ССУЗов |
202 |
142 |
выпускники учреждений, обеспечивающих получения профессионально-технического образования |
1 |
2 |
выпускники лицеев и гимназий |
139 |
129 |
иностранные граждане |
9 |
5 |
Анализируя данные в разрезе колледжей и специальностей, следует отметить, что наиболее активными колледжами являются по биологическому профилю Смольянский, Жиличский, Полесский, Климовичский; по инженерному – Буда-Кошелевский, Полесский, Климовичский, Городокский, Лепельский; по экономическому – Смольянский и Мстиславский (табл. 5, 6, 7). Перечисленные учебные заведения во многом обеспечивают набор на сокращенную форму обучения в академии.
Особенностями приема 2010 года в первую очередь будет то, что возобновляется набор на специальность «Мелиорация и водное хозяйство» по НИСПО.
Для решения проблемы успешного комплектования в первую очередь необходимо:
1. Усилить профориентационную работу проводимую как факультетами академии, так и работниками колледжей.
2. Ориентировать выпускников колледжей на прохождение централизованного тестирования по языкам. С этой целью по возможности скорректировать сроки проведения выпускных экзаменов и практик. Провести подготовку выпускников с привлечением преподавателей кафедры русского и белорусского языков.
3. Повысить мотивацию выпускников колледжей на поступление в ВУЗы.
Таблица 5 – Итоги приема на сокращенную форму обучения в УО «БГСХА» (биологический профиль)
Название колледжа |
Агрономия |
Плодоовощеводство |
Зоотехния | ||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
Колледжи входящие в Ассоциацию | |||||||||
УО Краснобережский ГАК |
6 |
8 |
1 |
|
|
|
|
|
|
УО Полесский ГАК |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
|
2 |
3 |
3 |
УО Жиличский ГСХК |
8 |
6 |
7 |
10 |
6 |
8 |
|
|
|
УО Марьиногорский ГАТК |
4 |
1 |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
УО Смольянский ГАК |
6 |
10 |
12 |
7 |
3 |
7 |
|
|
|
УО Климовичский ГАК |
|
|
|
|
|
|
9 |
6 |
8 |
УО Смиловичский ГАК |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
2 |
УО Пинский ГАТК |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
Другие колледжи (НЕ ВХОДЯЩИЕ В АССОЦИАЦИЮ) | |||||||||
всего |
8 |
5 |
9 |
|
7 |
|
3 |
1 |
|
ИТОГО |
50 |
36 |
37 |
20 |
16 |
15 |
19 |
14 |
13 |
Таблица 6 – Итоги приема на сокращенную форму обучения в УО «БГСХА» (инженерный профиль)
НАЗВАНИЕ КОЛЛЕДЖА |
Техническое обеспечение процессов с.х. производства |
Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ |
Мелиорация и водное хозяйство | ||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
Колледжи входящие в Ассоциацию | |||||||||
УО Марьиногорский ГАТК |
6 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
УО Климовичский ГАК |
15 |
12 |
8 |
|
|
|
|
|
|
УО Лунинецкий ГПТКСХП |
3 |
9 |
4 |
|
|
|
|
|
|
УО Кличевский ГАТК |
4 |
10 |
5 |
|
|
|
|
|
|
УО Кричевский ГПАТК |
6 |
10 |
2 |
|
|
|
|
|
|
УО Пинский ГИПК |
|
8 |
|
4 |
3 |
2 |
|
|
|
УО Полесский ГАК |
6 |
6 |
9 |
|
|
|
|
|
|
УО Городокский ГАТК |
9 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
УО Высоковский ГСХПТК |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
УО Могилевский ГПАЛТК |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
УО Буда-Кошелевский ГАТК |
7 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
УО Лепельский ГАТК |
|
|
|
25 |
18 |
18 |
4 |
|
|
УО Пинский ГАТК |
|
|
|
9 |
10 |
5 |
8 |
|
|
Другие колледжи (НЕ ВХОДЯЩИЕ В АССОЦИАЦИЮ) | |||||||||
Всего |
5 |
7 |
2 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
68 |
77 |
48 |
38 |
31 |
25 |
12 |
|
|
Таблица 7 – Итоги приема на сокращенную форму обучения в УО «БГСХА» (экономический профиль)
НАЗВАНИЕ КОЛЛЕДЖА |
Экономика и управление на предприятии АПК |
Бухгалтерский учет, анализ и аудит | ||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
Колледжи входящие в Ассоциацию | ||||||
УО Жиличский ГСХК |
2 |
6 |
4 |
|
|
|
УО Столинский ГАЭК |
8 |
6 |
1 |
6 |
1 |
2 |
УО Смольянский ГАК |
17 |
12 |
6 |
|
|
|
УО Краснобережский ГАК |
1 |
5 |
2 |
|
|
|
УО Речицкий ГАК |
|
1 |
2 |
|
|
|
УО Гомельский ГАЭК |
2 |
4 |
|
2 |
2 |
3 |
УО Марьиногорский ГАТК |
|
1 |
|
|
|
|
УО Бобруйский ГАЭК |
|
|
|
1 |
11 |
3 |
УО Полоцкий ГАЭК |
|
|
|
1 |
3 |
1 |
УО Оршанский ГМЭК |
|
|
|
|
1 |
1 |
УО Мстиславский ГСПК |
|
|
|
4 |
3 |
5 |
УО Смиловичский ГАК |
|
|
1 |
|
1 |
|
Другие колледжи (НЕ ВХОДЯЩИЕ В АССОЦИАЦИЮ) | ||||||
Всего |
9 |
1 |
4 |
10 |
7 |
1 |
ИТОГО |
39 |
36 |
20 |
24 |
29 |
16 |
Предлагается закрепить за факультетами академии профильные колледжи для проведения совместной адресной профориентационной и учебно-методической работы (табл. 8).
Таблица 8 – Средние специальные учебные заведения, закрепленные за факультетами БГСХА
ФАКУЛЬТЕТ |
Средне-специальнЫЕ учебнЫЕ заведениЯ |
Агрономический, Агроэкологический |
УО Краснобережский ГАК УО Полесский ГАК УО Жиличский ГСХК УО Марьиногорский ГАТК УО Смольянский ГАК |
П р о д о л ж е н и е т а б л. 8
Факультет |
Средне-специальное учебное заведение |
Зооинженерный |
УО Климовичский ГАК УО Смиловичский ГАК УО Пинский ГАТК |
Механизации сельского хозяйства. Мелиоративно-строительный |
УО Лунинецкий ГПТКСХП УО Кличевский ГАТК УО Кричевский ГПАТК УО Пинский ГИПК УО Городокский ГАТК УО Высоковский ГСХПТК УО Могилевский ГПАЛТК УО Буда-Кошелевский ГАТК УО Лепельский ГАТК УО Пинский ГАТК им. А. Е. Клещева |
Экономический |
УО Столинский ГАЭК УО Речицкий ГАК УО Гомельский ГАЭК |
Бухгалтерского учета |
УО Бобруйский ГАЭК УО Полоцкий ГАЭК УО Оршанский ГМЭК УО Мстиславский ГСПК |
ОТЧЕТ
о работе сельскохозяйственной ассоциации
«Аграрное образование, наука и производство»
за 2008-2009 учебный год
№ п/п |
Наименование выполненного мероприятия |
Место проведения |
Время проведения |
1. |
Конференция сельскохозяйствен-ной ассоциации |
БГСХА |
22 декабря 2008 г. |
2. |
Профориентационная работа и занятия по подготовке учащихся колледжей к централизованному тестированию по русскому и белорусскому языкам |
Кричевский, Кли-мовичский, Лепе-льский, Смольянский аграрные колледжи |
Январь-май 2009 г. |
3. |
Практический семинар «Непрерывная интегрированная система профессионального образования по специальности «Плодоовощеводство» |
Жиличский ГСХК |
12-13 февраля 2009 г. |
4. |
Научно-практическая конференция «Информационные компьютерные технологии в образовательном процессе» (с участием представителей 12 аграрных колледжей, входящих в Ассоциацию) |
БГСХА |
12-13 февраля 2009 г. |
5. |
Научно-практический семинар «Методика разработки учебно-программной документации для сокращенной формы обучения в вузе» (с участием директоров и заместителей директоров по учебной работе аграрных колледжей) |
БГСХА |
26 февраля 2009 г. |
6. |
Научно-практический семинар «Применение в учебном процессе активных форм и методов обучения» |
Жиличский ГСХК |
12 марта 2009 г. |
7. |
Республиканская олимпиада про-фессионального мастерства учащихся ССУЗов по специальности «Агрономия» |
Полесский ГАК |
14-15 апреля 2009 г. |
П р о д о л ж е н и е т а б л.
№ п/п |
Наименование выполненного мероприятия |
Место проведения |
Время проведения |
8. |
Подготовка научно-педагогичес-ких кадров высшей квалификации через аспирантуру и соискательство |
БГСХА, Климовичский ГАК, АК ВГАВМ |
В течение года |
9. |
Повышение квалификации 14-ти преподавателей аграрных колледжей по 72-часовой программе |
БГСХА, ФПК и ПК |
В течение года |
10. |
Переподготовка преподавателей колледжей по специальностям 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов» (23 чел.) и 1-08 01 73 «Профессиональное обучение» (16 чел.) по двухгодичной очно-заочной фор-ме обучения |
БГСХА, ФПК и ПК |
В течение года |
11. |
Передача (высылка) колледжам разработанных и изданных в БГСХА учебных пособий, лекций, методических указаний и рекомендаций в количестве 350 экземпляров |
БГСХА |
В течение года по мере издания |
12. |
Профориентационная работа с учащимися колледжей с ориентацией продолжения ими образования в БГСХА по сокращенной форме обучения |
Пружанский, Сто-линский, Городо-кский, Буда-Ко-шелевский, Гоме-льский, Краснобе-режский, Полесский, Речицкий, Волковысский, Марьиногорский, Жиличский кол-леджи |
В течение года |
ПЛАН
работы сельскохозяйственной ассоциации
«Аграрное образование, наука и производство»
на 2009-2010 учебный год
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Время проведения |
Ответственные за проведение |
1. |
Проведение Конференции Ассоциации |
Ноябрь 2009 г. |
Киреев А.Л. |
2. |
Открытие в БГСХА обучения по НИСПО по специальности «Мелиорация и водное хозяйство» |
Декабрь2009 г. – январь 2010 г. |
Желязко В.И. |
3. |
Участие в работе научно-прак-тической конференции по проблемам деятельности Ассоциации |
Декабрь 2009 г. |
Киреев А.Л. |
4. |
Проведение научно-практичес-ких семинаров по инновационным технологиям образования (на базе колледжей) |
Февраль-апрель 2010 г. |
Шатравко Н.С. Бакчеева С.И. |
5. |
Проведение занятий с учащимися колледжей по русскому и белорусскому языкам для подготовки к тестированию |
Январь-май 2010 г. |
Скикевич Т.И. |
6. |
Научно-практический семинар «Опыт организации учебных практик на базе Учебно-научного центра «Опытные поля БГСХА» |
Июнь 2010 г. |
Гавриченко Н.И. |
7. |
Стажировка преподавателей ССУЗов на кафедрах БГСХА |
В течение учебного года по плану ССУЗов |
Чечеткин А.С. |
8. |
Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и соискательство |
По плану работы аспирантуры |
Гавриченко Н.И. |
9. |
Повышение квалификации преподавателей ССУЗов по специальностям (по 72-часовой программе) |
По плану ФПК и ПК |
Чечеткин А.С. |
П р о д о л ж е н и е т а б л.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Время проведения |
Ответственные за проведение |
10. |
Переподготовка преподавателей ССУЗов по специальностям 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов» и 1-08 01 73 «Профессиональное обучение» по двухгодичной очно-заочной форме обучения |
По плану ФПК и ПК |
Чечеткин А.С. Шатравко Н.С. |
11. |
Подготовка рукописей учебных пособий и практикумов для ССУЗов |
В течение учебного года |
Авторские коллективы, УМЦ БГСХА |
12. |
Передача (высылка) колледжам пособий и методических указаний, разработанных и изданных в БГСХА (в соответствии с профилем колледжа) |
В течение учебного года |
УМЦ БГСХА |
13. |
Проведение предметных олимпиад с учащимися колледжей |
По планам факультетов на базе БГСХА и колледжей |
Деканы факультетов |
14. |
Проведение конкурсов научных работ учащихся и студентов |
По плану бюро НИРС |
Романьков Д.А. |
15. |
Проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам АПК. Разработка рекомендаций для производства |
По плану НИЧ |
Гавриченко Н.И. |
16. |
Участие ССУЗов в научных конференциях, проводимых в БГСХА |
По планам НИЧ и бюро НИРС |
Гавриченко Н.И. Романьков Д.А. |
17. |
Профориентационная работа среди учащихся колледжей для поступления в БГСХА по НИСПО |
В течение учебного года |
Деканы факультетов |
18. |
Спортивный праздник (мини-футбол, волейбол, дартс, перетягивание каната, легкая атлетика и др.) |
Май 2010 г. |
Соляник А.В. |
19. |
Сеанс одновременной игры в шахматы |
Май 2010 г. |
Соляник А.В. |
П р о д о л ж е н и е т а б л.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Время проведения |
Ответственные за проведение |
20. |
Студенческий фестиваль «Академическая весна – 2009» |
Май 2010 г. |
Соляник А.В. |
21. |
Мониторинг научно-образова-тельной деятельности Ассоциации |
В течение учебного года |
Добролюбов Н.Н. Киреев А.Л. Щур В.С. |
РЕКОМЕНДАЦИИ
КОНФЕРЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
АССОЦИАЦИИ «АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА
И ПРОИЗВОДСТВО»
4 ноября 2009 г.
Заслушав и обсудив сообщения и информации Участников Ассоциации об итогах совместной образовательной деятельности в 2008-2009 учебном году, конференция рекомендует:
1. Учреждениям образования – Участникам Ассоциации использовать в качестве приоритетных следующие инновационные направления учебно-воспитательного процесса:
§ компетентностный подход при подготовке выпускников в соответствии с государственными образовательными стан-дартами второго поколения;
§ разработка и внедрение инновационных образовательных систем и технологий (вариативные модели управляемой самостоятельной работы обучаемых, учебно-методические комплексы, модульно-рейтинговая система, тестовые среды, информационные образовательные технологии);
§ внедрение в практику проведения семинарских и практических занятий методик активного обучения, дискуссионные формы, адекватные задачам формирования современных социально-личностных и социально-профессиона-льных компетенций выпускников;
§ модернизация содержания, методов и форм идеологической и воспитательной работы, итогом которой должна стать адекватная позитивная социализация учащейся молодежи в современном обществе;
§ обеспечение повышения квалификации преподавателей по педагогическому мастерству, направленному на овладение инновационными педагогическими технологиями;
§ изучение и освоение технологий разработки блочно-мо-дульных электронных учебных материалов и тестов.
2. Научно-практические семинары по инновационным образовательным технологиям проводить на базе колледжей по их предложениям (заявкам).
3. Активизировать работу по разработке и изданию учебных пособий, пособий и методических указаний для ССУЗов.
4. Активизировать работу по подготовке кадров высшей квалификации для колледжей на базе академии через магистратуру, аспирантуру и соискательство.
5. Совершенствовать профориентационную работу среди учащихся колледжей для продолжения образования в академии.
6. Проводить совместные мероприятия по воспитательной, культурно-массовой и спортивной работе среди учащихся и студентов по планам Участников ассоциации.
7. Просить Главное управление образования, науки и кадров Минсельхозпрода Республики Беларусь решить следующие назревшие вопросы:
§ о предоставлении права выпускникам колледжей подачи заявлений для обучения по НИСПО одновременно в несколько аграрных вузов;
§ о предоставлении льгот при поступлении в аграрные учреждения образования для лиц, отслуживших в Вооруженных Силах Республики Беларусь и имеющих рекомендации от командования части;
§ об отмене для выпускников аграрных колледжей представления при поступлении в ВУЗ сертификата по белорусскому (русскому) языку, заменив его сдачей экзамена в ВУЗе;
§ о согласовании оптимальных сроков итоговой аттестации выпускников колледжей и централизованного тестирования по белорусскому (русскому) языку;
§ об открытии в БГСХА приема по НИСПО на специальность «Сельское строительство и обустройство сельских населенных мест» в количестве 15 человек;
§ о предоставлении отсрочки от призыва в Вооруженные Силы Республики Беларусь молодым специалистам – выпускникам аграрных колледжей и ВУЗов остродефицитных сельскохозяйственных специальностей (агрономия, зоотехния, ветеринария и др.).
8. Проводить комплексный системный мониторинг образовательной и научной деятельности в рамках Ассоциации в целях выявления и своевременного устранения несоответствий.