тел/факс +375223378274
email: kancel@baa.by
Адрес: 213410,
Могилевская обл.,
г. Горки, ул. Мичурина, 5
Обратная связь

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

Учреждение образования

«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

Сельскохозяйственная ассоциация

«Аграрное образование, наука и производство»

Научно-исследовательская лаборатория мониторинга

 и управления качеством высшего аграрного образования


 

 


Информационно-аналитический



бюллетень


№ 9 (29)
                                                           декабрь 2009
 
Материалы конференции

сельскохозяйственной ассоциации

«Аграрное образование, наука

и производство»

ВВЕДЕНИЕ

 

Сельскохозяйственная ассоциация «Аграрное образование, наука и производство» создана на базе УО «БГСХА» в целях координации совместной образовательной и научной деятельности ее Участников. Задачей Ассоциации является создание оптимальных условий по обеспечению взаимодействия различных образовательных структур (профессионально-технические колледжи, колледжи, вузы) и организаций (научно-исследователь-ские учреждения, производственные предприятия).

Управление Ассоциацией осуществляют: конференция (уполномоченные представители ее Участников), Координационный совет и Председатель. На конференции заслушиваются отчеты Координационного совета о деятельности Ассоциации и определяются основные направления дальнейшей ее работы.

В соответствии с Уставом, 4 ноября 2009 г. была проведена вторая конференция Ассоциации, в которой приняли участие делегированные представители 24-х юридических лиц. На конференции были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

– состояние и проблемы подготовки специалистов сельского хозяйства по непрерывной интегрированной системе профессионального образования;

– отчет о работе Ассоциации за 2008-2009 учебный год;

– план работы Ассоциации на 2009-2010 учебный год;

– итоги мониторинга (социологического опроса) по проблемам «Учащиеся первых и выпускных курсов аграрных колледжей», «Студент-первокурсник аграрного вуза».

По всем вопросам, вынесенным для обсуждения на конференции, были приняты соответствующие решения и рекомендации.

В данном бюллетене содержатся материалы конференции предназначенные для участников сельскохозяйственной Ассоциации «Аграрное образование, наука и производство».*)

 


*) Итоги социологического опроса учащихся колледжей и студентов вузов опубликованы в информационно-аналитическом бюллетене № 8, 2009 г.

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ПО НЕПРЕРЫВНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

На современном этапе модернизации образовательной системы предоставление услуг в сфере образования является одной из актуальных проблем, поскольку именно образование определяет мобильность и конкурентоспособность специалиста в быстроменяющемся мире, с учетом вариативности мировой экономики и спроса образовательного рынка.

Работодатель заинтересован получить мобильного, обладающего базовыми и специальными компетенциями специалиста.

Повышение качества является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед современным образованием. От ее решения зависит проведение успешной модернизации образования, то есть пересмотр его целей, содержания и методов с учетом динамичных требований современной экономики и общества, а также обеспечение необходимых кадровых и материальных ресурсов.

В Беларуси повышение качества образования, наряду с расширением его доступности, является одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства. Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь к 2020 году предусмотрено выведение системы образования Беларуси «на уровень, соответствующий мировым стандартам».

Важнейшим направлением диверсификации учебных заведений является укрепление многофункциональности. В высшем образовании это предполагает существование и развитие, наряду с классическими университетами, разнотиповых вузов, обеспечивающих как академическую, так и профессиональную подготовку. Для обеспечения преемственности среднего специального и профессионально-технического образования с высшим и повышения их популярности среди молодежи явилось создание колледжей, выпускники которых имеют право продолжить обучение в вузе соответствующего профиля по сокращенной программе. В целом дальнейшая интеграция школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования способствует объединению учебных заведений разных уровней в систему непрерывного образования, доступную населению различных возрастов и социальных групп, повышению оперативности и мобильности профессиональной переподготовки.

НИСПО как форма обучения впервые возникла в системе аграрного образования в 1992 году (в качестве эксперимента в Гродненском с.-х. институте, приказ МСХиП № 80/130 от 25.05.1992 г.), а в БГСХА – в 1996 году. Первоначально поступать по НИСПО имели право выпускники средних специальных учебных заведений, окончившие их на «отлично», «хорошо» и «отлично», подготовленные для обучения на следующей ступени профессионального образования. На обучение в высшее учебное заведение они направлялись по рекомендации педагогического совета. В настоящее время ситуация изменилась и по НИСПО имеют право поступать все выпускники колледжей.

Необходимость рассмотрения данной проблемы возникла по причине сложной демографической ситуации в ближайшем будущем и возможном увеличении планов набора по системе НИСПО.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время, имеет некоторые негативные стороны.

В 2009 году план приема по НИСПО в БГСХА, за счет бюджетных средств, составил 140 человек (табл. 1). Происходит снижение плана набора с 170 в 2006 году до 140 человек в 2009 году. Такое снижение произошло за счет отсутствия набора на 2 специальности: «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства» и «Мелиорация и водное хозяйство», чему предшествовало отсутствие конкурса при наборе. По остальным специальностям набор оставался постоянным.

Таблица 1 – План приема на сокращенную форму обучения (НИСПО) в УО «БГСХА»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Агрономия

25

25

25

25

Производство, хранение и переработка продукции растениеводства

15

15

14

Плодоовощеводство

15

15

15

15

Зоотехния

25

15

20

20

Техническое обеспечение процессов с.-х. производства

25

25

25

25

Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ

15

15

20

20

Мелиорация и водное хозяйство

15

15

Экономика и управление на предприятии АПК

15

15

15

15

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

20

20

20

20

ВСЕГО

170

160

154

140

 

Набор на сокращенную форму нельзя отрывать от общего набора на дневную форму обучения. В целом 2009 год оказался наиболее благоприятным по этим показателям. Однако тенденция подачи заявлений абитуриентами по системе НИСПО прямо пропорциональная. Если в 2007 году было подано 353 заявления, то в 2009 году всего 253, что на 100 меньше (табл. 2).

 

Таблица 2 – Количество поданных заявлений на дневное отделение УО «БГСХА» (бюджетная форма обучения)

 

План приема на 2009 год

Подано заявлений

2007 год

2008 год

2009 год

ВСЕГО

1016

1641

1434

1981

в т. ч. по НИСПО

140

353

259

253

по основному потоку

876

1288

1175

1728

из них по контракту

120

106

94

178

из них выпускников ПО

14

2

КОНКУРС

 

1,60

1,41

1,95

С 2008 года по сокращенной системе обучения запланированы целевые места, количество которых в 2009 году составило 21. В условиях 2009 года удалось полностью выполнить план целевого набора по НИСПО.

Анализируя данные в разрезе специальностей НИСПО отмечается, что количество подаваемых заявлений по биологическим специальностям имеет низкий показатель. Особенно негативно на этом фоне выделяется специальность «Зоотехния», на которую конкурс за последние 2 года составил 0,7 и 0,65 человека на место соответственно, т.е. поступление велось на бесконкурсной основе (табл. 3). Невысокий конкурс отмечается в последние 2 года по специальностям «Агрономия» и «Плодоовощеводство». В 2009 году отсутствовал конкурс по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – 0,80 человека на место. Максимальным был конкурс по специальности «Техническое обеспечение процессов с.-х. производства» - 3,96. Причем за последние 4 года он не снижался менее чем 2 человека на место.

 

Таблица 3 – Количество заявлений и конкурс на специальности по сокращенной форме обучения (НИСПО)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

кол-во заяв-лений

кон-курс

кол-во заяв-лений

кон-курс

кол-во заяв-лений

кон-курс

кол-во заяв-лений

кон-курс

Агрономия

27

1,08

60

2,48

40

1,60

43

1,72

Производство, хранение и переработка

продукции растениеводства

27

1,80

21

1,40

8

0,57

Плодоовощеводство

12

0,80

23

1,53

18

1,20

19

1,27

Зоотехния

14

0,56

30

1,93

14

0,70

13

0,65

Техническое обеспечение процессов с.-х. производства

53

2,04

78

3,12

75

3,00

99

3,96

Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ

22

1,47

42

2,80

31

1,55

41

2,05

П р о д о л ж е н и е  т а б л. 3

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

кол-во заяв-лений

кон-курс

кол-во заяв-лений

кон-курс

кол-во заяв-лений

кон-курс

кол-во заяв-лений

кон-курс

Мелиорация и водное хозяйство

20

1,33

12

0,80

Экономика и управление на предприятии АПК

30

2,00

58

3,87

46

3,10

22

1,47

Бухгалтерский учет,

анализ и аудит

58

2,90

27

1,37

31

1,55

16

0,80

В целом по НИСПО

263

1,55

353

2,19

259

1,71

253

1,80

Отсутствие конкурса можно объяснить следующим:

1. Недостаточная мотивированность учащихся колледжей на поступление выпускников в ВУЗы и в частности в академию.

2. Необходимость сдачи централизованного тестирования по русскому (белорусскому) языку.

3. Совпадение сроков ЦТ со сдачей выпускного комплексного экзамена (по агрономическим специальностям).

4. Ранние сроки выпуска по экономическим специальностям;

5. Недостаточно эффективная профориентационная работа проводимая академией среди выпускников колледжей.

Недостаточно эффективная профориентационная работа проводимая академией среди выпускников колледжей;

Имеется и ряд других как объективных, так и субъективных причин.

Качественный состав абитуриентов, как уже отмечалось выше, несколько снизился. Так количество зачисленных абитуриентов имеющих «красный» диплом в 2008 году составило 19, а в 2009 году всего – 5 (табл. 4). Необходимо отметить, что в период проведения вступительных испытаний не было выставлено ни одной неудовлетворительной оценки, т.е. в целом знания абитуриентов соответствуют оценкам полученным в ССУЗах.

План  приема  во  все  ССУЗы  Минсельхозпрода   в  2007  году  составил    5704  учащихся    обучением  за  счет  бюджетных  и  личных  средств),   в  2008  году    6036  и  в   2009  году      6122  соответственно.  В  том  числе  прием  на

основе бюджета за последние 2 года составляет 4400 учащихся. В то время как план приема в ВУЗы по форме «НИСПО» составляет не более 500 человек. Имеются проблемы в колледжах с набором на специальность «Зоотехния».

 

Таблица 4 – Количество зачисленных на 1-й курс БГСХА по категориям абитуриентов

КАТЕГОРИИ АБИТУРИЕНТОВ

2008 год

2009 год

Количество зачисленных абитуриентов, за счет бюджета

1016

1016

в т.ч. по НИСПО

182

129

по контракту

98

120

вне конкурса (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей)

8

15

по льготам в соответствии с законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС»

137

111

окончили учреждения образования с медалью

1

5

окончили учреждение образования с дипломом с «отличием»

19

5

прошли довузовскую подготовку

12

4

выпускники городских школ

590

583

выпускники сельских школ

244

289

выпускники ССУЗов

202

142

выпускники учреждений, обеспечивающих получения профессионально-технического образования

1

2

выпускники лицеев и гимназий

139

129

иностранные граждане

9

5

 

Анализируя данные в разрезе колледжей и специальностей, следует отметить, что наиболее активными колледжами являются по биологическому профилю Смольянский, Жиличский, Полесский, Климовичский; по инженерному – Буда-Кошелевский, Полесский, Климовичский, Городокский, Лепельский; по экономическому – Смольянский и Мстиславский (табл. 5, 6, 7). Перечисленные учебные заведения во многом обеспечивают набор на сокращенную форму обучения в академии.

Особенностями приема 2010 года в первую очередь будет то, что возобновляется набор на специальность «Мелиорация и водное хозяйство» по НИСПО.

Для решения проблемы успешного комплектования в первую очередь необходимо:

1. Усилить профориентационную работу проводимую как факультетами академии, так и работниками колледжей.

2. Ориентировать выпускников колледжей на прохождение централизованного тестирования по языкам. С этой целью по возможности скорректировать сроки проведения выпускных экзаменов и практик. Провести подготовку выпускников с привлечением преподавателей кафедры русского и белорусского языков.

3. Повысить мотивацию выпускников колледжей на поступление в ВУЗы.

 

Таблица 5 – Итоги приема на сокращенную форму обучения в УО «БГСХА» (биологический профиль)

Название колледжа

Агрономия

Плодоовощеводство

Зоотехния

2007 год

2008 год

2009 год

2007 год

2008 год

2009 год

2007 год

2008 год

2009 год

Колледжи входящие в Ассоциацию

УО Краснобережский ГАК

6

8

1

 

 

 

 

 

 

УО Полесский ГАК

8

6

4

2

 

 

2

3

3

УО Жиличский ГСХК

8

6

7

10

6

8

 

 

 

УО Марьиногорский ГАТК

4

1

4

1

 

 

 

 

 

УО Смольянский ГАК

6

10

12

7

3

7

 

 

 

УО Климовичский ГАК

 

 

 

 

 

 

9

6

8

УО Смиловичский ГАК

 

 

 

 

 

 

4

4

2

УО Пинский ГАТК

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Другие колледжи (НЕ ВХОДЯЩИЕ В АССОЦИАЦИЮ)

всего

8

5

9

 

7

 

3

1

 

ИТОГО

50

36

37

20

16

15

19

14

13

Таблица 6 – Итоги приема на сокращенную форму обучения в УО «БГСХА» (инженерный профиль)

НАЗВАНИЕ КОЛЛЕДЖА

Техническое

обеспечение

процессов с.х. производства

Техническое

обеспечение

мелиоративных и водохозяйственных работ

Мелиорация

и водное

хозяйство

2007 год

2008 год

2009 год

2007 год

2008 год

2009 год

2007 год

2008 год

2009 год

Колледжи входящие в Ассоциацию

УО Марьиногорский ГАТК

6

1

2

 

 

 

 

 

 

УО Климовичский ГАК

15

12

8

 

 

 

 

 

 

УО Лунинецкий ГПТКСХП

3

9

4

 

 

 

 

 

 

УО Кличевский ГАТК

4

10

5

 

 

 

 

 

 

УО Кричевский ГПАТК

6

10

2

 

 

 

 

 

 

УО Пинский ГИПК

 

8

 

4

3

2

 

 

 

УО Полесский ГАК

6

6

9

 

 

 

 

 

 

УО Городокский ГАТК

9

5

6

 

 

 

 

 

 

УО Высоковский ГСХПТК

6

 

 

 

 

 

 

 

 

УО Могилевский ГПАЛТК

1

 

 

 

 

 

 

 

 

УО Буда-Кошелевский ГАТК

7

9

10

 

 

 

 

 

 

УО Лепельский ГАТК

 

 

 

25

18

18

4

 

 

УО Пинский ГАТК

 

 

 

9

10

5

8

 

 

Другие колледжи (НЕ ВХОДЯЩИЕ В АССОЦИАЦИЮ)

Всего

5

7

2

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

68

77

48

38

31

25

12

 

 

 

 

Таблица 7 – Итоги приема на сокращенную форму обучения в УО «БГСХА» (экономический профиль)

НАЗВАНИЕ КОЛЛЕДЖА

Экономика

и управление

на предприятии АПК

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

2007 год

2008 год

2009 год

2007 год

2008 год

2009 год

Колледжи входящие в Ассоциацию

УО Жиличский ГСХК

2

6

4

 

 

 

УО Столинский ГАЭК

8

6

1

6

1

2

УО Смольянский ГАК

17

12

6

 

 

 

УО Краснобережский ГАК

1

5

2

 

 

 

УО Речицкий ГАК

 

1

2

 

 

 

УО Гомельский ГАЭК

2

4

 

2

2

3

УО Марьиногорский ГАТК

 

1

 

 

 

 

УО Бобруйский ГАЭК

 

 

 

1

11

3

УО Полоцкий ГАЭК

 

 

 

1

3

1

УО Оршанский ГМЭК

 

 

 

 

1

1

УО Мстиславский ГСПК

 

 

 

4

3

5

УО Смиловичский ГАК

 

 

1

 

1

 

Другие колледжи (НЕ ВХОДЯЩИЕ В АССОЦИАЦИЮ)

Всего

9

1

4

10

7

1

ИТОГО

39

36

20

24

29

16

 

Предлагается закрепить за факультетами академии профильные колледжи для проведения совместной адресной профориентационной и учебно-методической работы (табл. 8).

 

Таблица 8 – Средние специальные учебные заведения, закрепленные за факультетами БГСХА

ФАКУЛЬТЕТ

Средне-специальнЫЕ

учебнЫЕ заведениЯ

Агрономический,

Агроэкологический

УО Краснобережский ГАК

УО Полесский ГАК

УО Жиличский ГСХК

УО Марьиногорский ГАТК

УО Смольянский ГАК

П р о д о л ж е н и е  т а б л.  8

Факультет

Средне-специальное

учебное заведение

Зооинженерный

УО Климовичский ГАК

УО Смиловичский ГАК

УО Пинский ГАТК

Механизации сельского

хозяйства.

Мелиоративно-строительный

УО Лунинецкий ГПТКСХП

УО Кличевский ГАТК

УО Кричевский ГПАТК

УО Пинский ГИПК

УО Городокский ГАТК

УО Высоковский ГСХПТК

УО Могилевский ГПАЛТК

УО Буда-Кошелевский ГАТК

УО Лепельский ГАТК

УО Пинский ГАТК им. А. Е. Клещева

Экономический

УО Столинский ГАЭК

УО Речицкий ГАК

УО Гомельский ГАЭК

Бухгалтерского учета

УО Бобруйский ГАЭК

УО Полоцкий ГАЭК

УО Оршанский ГМЭК

УО Мстиславский ГСПК

 

 


ОТЧЕТ

о работе сельскохозяйственной ассоциации

«Аграрное образование, наука и производство»

за 2008-2009 учебный год

№ п/п

Наименование выполненного

мероприятия

Место проведения

Время

проведения

1.

Конференция сельскохозяйствен-ной ассоциации

БГСХА

22 декабря 2008 г.

2.

Профориентационная работа и занятия по подготовке учащихся колледжей к централизованному тестированию по русскому и белорусскому языкам

Кричевский, Кли-мовичский, Лепе-льский, Смольянский аграрные колледжи

Январь-май 2009 г.

3.

Практический семинар «Непрерывная интегрированная система профессионального образования по специальности «Плодоовощеводство»

Жиличский ГСХК

12-13

февраля 2009 г.

4.

Научно-практическая конференция «Информационные компьютерные технологии в образовательном процессе» (с участием представителей 12 аграрных колледжей, входящих в Ассоциацию)

БГСХА

12-13

февраля 2009 г.

5.

Научно-практический семинар «Методика разработки учебно-программной документации для сокращенной формы обучения в вузе» (с участием директоров и заместителей директоров по учебной работе аграрных колледжей)

БГСХА

26 февраля 2009 г.

6.

Научно-практический семинар «Применение в учебном процессе активных форм и методов обучения»

Жиличский ГСХК

12 марта 2009 г.

7.

Республиканская олимпиада про-фессионального мастерства учащихся ССУЗов по специальности «Агрономия»

Полесский ГАК

14-15

апреля 2009 г.

П р о д о л ж е н и е  т а б л.

№ п/п

Наименование выполненного

мероприятия

Место проведения

Время

проведения

8.

Подготовка научно-педагогичес-ких кадров высшей квалификации через аспирантуру и соискательство

БГСХА, Климовичский ГАК, АК ВГАВМ

В течение года

9.

Повышение квалификации 14-ти преподавателей аграрных колледжей по 72-часовой программе

БГСХА, ФПК и ПК

В течение года

10.

Переподготовка преподавателей колледжей  по  специальностям 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов» (23 чел.) и 1-08 01 73 «Профессиональное обучение» (16 чел.) по двухгодичной очно-заочной фор-ме обучения

БГСХА, ФПК и ПК

В течение года

11.

Передача (высылка) колледжам разработанных и изданных в БГСХА учебных пособий, лекций, методических указаний и рекомендаций в количестве 350 экземпляров

БГСХА

В течение года по мере издания

12.

Профориентационная работа с учащимися колледжей с ориентацией продолжения ими образования в БГСХА по сокращенной форме обучения

Пружанский, Сто-линский, Городо-кский, Буда-Ко-шелевский, Гоме-льский, Краснобе-режский, Полесский, Речицкий, Волковысский, Марьиногорский, Жиличский кол-леджи

В течение года

 

 

ПЛАН

работы сельскохозяйственной ассоциации

«Аграрное образование, наука и производство»

на 2009-2010 учебный год

№ п/п

Наименование мероприятия

Время

проведения

Ответственные за проведение

1.

Проведение Конференции Ассоциации

Ноябрь 2009 г.

Киреев А.Л.

2.

Открытие в БГСХА обучения по НИСПО по специальности «Мелиорация и водное хозяйство»

Декабрь2009 г. – январь 2010 г.

Желязко В.И.

3.

Участие в работе научно-прак-тической конференции по проблемам деятельности Ассоциации

Декабрь 2009 г.

Киреев А.Л.

4.

Проведение научно-практичес-ких семинаров по инновационным технологиям образования (на базе колледжей)

Февраль-апрель 2010 г.

Шатравко Н.С.

Бакчеева С.И.

5.

Проведение занятий с учащимися колледжей по русскому и белорусскому языкам для подготовки к тестированию

Январь-май 2010 г.

Скикевич Т.И.

6.

Научно-практический семинар «Опыт организации учебных практик на базе Учебно-научного центра «Опытные поля БГСХА»

Июнь 2010 г.

Гавриченко Н.И.

7.

Стажировка преподавателей ССУЗов на кафедрах БГСХА

В течение

учебного года по плану ССУЗов

Чечеткин А.С.

8.

Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и соискательство

По плану работы аспирантуры

Гавриченко Н.И.

9.

Повышение квалификации преподавателей ССУЗов по специальностям (по 72-часовой программе)

По плану ФПК и ПК

Чечеткин А.С.

П р о д о л ж е н и е  т а б л.

№ п/п

Наименование мероприятия

Время

проведения

Ответственные за проведение

10.

Переподготовка преподавателей ССУЗов по специальностям 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов» и 1-08 01 73 «Профессиональное обучение» по двухгодичной очно-заочной форме обучения

По плану ФПК и ПК

Чечеткин А.С.

Шатравко Н.С.

11.

Подготовка рукописей учебных пособий и практикумов для ССУЗов

В течение учебного года

Авторские коллективы, УМЦ БГСХА

12.

Передача (высылка) колледжам пособий и методических указаний, разработанных и изданных в БГСХА (в соответствии с профилем колледжа)

В течение учебного года

УМЦ БГСХА

13.

Проведение предметных олимпиад с учащимися колледжей

По планам

факультетов на базе БГСХА

и колледжей

Деканы

факультетов

14.

Проведение конкурсов научных работ учащихся и студентов

По плану бюро НИРС

Романьков Д.А.

15.

Проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам АПК. Разработка рекомендаций для производства

По плану НИЧ

Гавриченко Н.И.

16.

Участие ССУЗов в научных конференциях, проводимых в БГСХА

По планам НИЧ и бюро НИРС

Гавриченко Н.И.

Романьков Д.А.

17.

Профориентационная работа среди учащихся колледжей для поступления в БГСХА по НИСПО

В течение учебного года

Деканы

факультетов

18.

Спортивный праздник (мини-футбол, волейбол, дартс, перетягивание каната, легкая атлетика и др.)

Май 2010 г.

Соляник А.В.

19.

Сеанс одновременной игры в шахматы

Май 2010 г.

Соляник А.В.

П р о д о л ж е н и е  т а б л.

№ п/п

Наименование мероприятия

Время

проведения

Ответственные за проведение

20.

Студенческий фестиваль «Академическая весна – 2009»

Май 2010 г.

Соляник А.В.

21.

Мониторинг научно-образова-тельной деятельности Ассоциации

В течение учебного года

Добролюбов Н.Н.

Киреев А.Л.

Щур В.С.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

КОНФЕРЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АССОЦИАЦИИ «АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

И ПРОИЗВОДСТВО»

4 ноября 2009 г.

 

Заслушав и обсудив сообщения и информации Участников Ассоциации об итогах совместной образовательной деятельности в 2008-2009 учебном году, конференция рекомендует:

1. Учреждениям образования – Участникам Ассоциации использовать в качестве приоритетных следующие инновационные направления учебно-воспитательного процесса:

§   компетентностный подход при подготовке выпускников в соответствии с государственными образовательными стан-дартами второго поколения;

§   разработка и внедрение инновационных образовательных систем и технологий (вариативные модели управляемой самостоятельной работы обучаемых, учебно-методические комплексы, модульно-рейтинговая система, тестовые среды, информационные образовательные технологии);

§   внедрение в практику проведения семинарских и практических занятий методик активного обучения, дискуссионные формы, адекватные задачам формирования современных социально-личностных и социально-профессиона-льных компетенций выпускников;

§   модернизация содержания, методов и форм идеологической и воспитательной работы, итогом которой должна стать адекватная позитивная социализация учащейся молодежи в современном обществе;

§   обеспечение повышения квалификации преподавателей по педагогическому мастерству, направленному на овладение инновационными педагогическими технологиями;

§   изучение и освоение технологий разработки блочно-мо-дульных электронных учебных материалов и тестов.

2. Научно-практические семинары по инновационным образовательным технологиям проводить на базе колледжей по их предложениям (заявкам).

3. Активизировать работу по разработке и изданию учебных пособий, пособий и методических указаний для ССУЗов.

4. Активизировать работу по подготовке кадров высшей квалификации для колледжей на базе академии через магистратуру, аспирантуру и соискательство.

5. Совершенствовать профориентационную работу среди учащихся колледжей для продолжения образования в академии.

6. Проводить совместные мероприятия по воспитательной, культурно-массовой и спортивной работе среди учащихся и студентов по планам Участников ассоциации.

7. Просить Главное управление образования, науки и кадров Минсельхозпрода Республики Беларусь решить следующие назревшие вопросы:

§   о предоставлении права выпускникам колледжей подачи заявлений для обучения по НИСПО одновременно в несколько аграрных вузов;

§   о предоставлении льгот при поступлении в аграрные учреждения образования для лиц, отслуживших в Вооруженных Силах Республики Беларусь и имеющих рекомендации от командования части;

§   об отмене для выпускников аграрных колледжей представления при поступлении в ВУЗ сертификата по белорусскому (русскому) языку, заменив его сдачей экзамена в ВУЗе;

§   о согласовании оптимальных сроков итоговой аттестации выпускников колледжей и централизованного тестирования по белорусскому (русскому) языку;

§   об открытии в БГСХА приема по НИСПО на специальность «Сельское строительство и обустройство сельских населенных мест» в количестве 15 человек;

§   о предоставлении отсрочки от призыва в Вооруженные Силы  Республики Беларусь молодым специалистам – выпускникам аграрных колледжей и ВУЗов остродефицитных сельскохозяйственных специальностей (агрономия, зоотехния, ветеринария и др.).

8. Проводить комплексный системный мониторинг образовательной и научной деятельности в рамках Ассоциации в целях выявления и своевременного устранения несоответствий.